Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

B2B-портал для российского производителя принтеров и расходных материалов

10 июня ‘25

Заказчик: Булат Групп

На примере кейса «Булат» показываем, как качественная проработка технического задания с прототипами позволяет быстро выявить узкие места в бизнес-процессах и создать гибкую, легко масштабируемую MVP-версию продукта.

Агентство-исполнитель кейса

SoftExpert

СофтЭксперт более 25 лет в IT-услугах. Мы разрабатываем корпоративное ПО, мобильные приложения, сайты, кроссплатформенные порталы и интегративные веб-системы. Беремся за разработку комплексной стратегии привлечения клиентов вне зависимости от сложности и работаем исключительно на результат.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

«Булат» — российская компания, основным направлением деятельности которой является производство расходных материалов для копировально-множительной техники и компьютерной периферии.

Компания имеет более 100 фирм-партнеров из разных стран, собственные заводы, проводит промышленные и научные исследования для решения технологических и инженерных задач производства.

Ситуация до начала проекта

Одной из глобальных тенденций среди производителей является создание собственных, узкоспециализированных маркетплейсов, которые позволяют автоматизировать продажу собственной продукции, а также предоставить партнерам и клиентам удобную площадку для закупок в сегменте B2B.

Компания «Булат» не стала исключением. У клиента достаточно ресурсов для масштабирования, есть налаженные связи и отработанная база поставщиков (вендоров). За время работы у компании сложились определенные бизнес-процессы, которые необходимо было автоматизировать и оптимизировать с учетом задачи по созданию собственного маркетплейса.

У заказчика уже были корпоративный портал и некий интернет-магазин, однако оба веб-ресурса функционально устарели и требовали модернизации, поэтому было решено создать веб-ресурс для B2B-продаж с нуля.

Цель проекта:

Разработка B2B-web-портала для автоматизации и оптимизации процесса продаж товаров компании и сторонних поставщиков/вендоров.

Задачи:

  • Оптимизация процесса продаж в части создания инструментов активных продаж, повышения качества информирования клиентов о товарах, автоматизации выставления счетов на оплату, отображения статуса заказа и обработки обращений.
  • Доработка «1С:Управление торговлей» и настройка обмена информацией с B2B-порталом.
  • Разработка фирменного стиля маркетплейса, включая создание логотипа.
  • Разработка универсального API для возможности интеграций любых систем с порталом.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

У заказчика не было крупного подрядчика, который обладает необходимыми компетенциями и опытом для реализации проекта, представитель заказчика разместил объемное техническое задание на тендерной площадке.

Ключевыми критериями для исполнителя были:

  • наличие опыта разработки маркетплейсов и понимание специфики подобных веб-порталов;
  • способность актуализировать и переработать имеющееся техническое задание с учетом особенностей разработки;
  • удобная организация взаимодействия заказчика с командой и возможность оперативного контроля реализации проекта.
  • На конфколле с руководителем проекта мы уточнили некоторые вопросы по техническому заданию, размещенному на тендерной площадке, и представили свое видение того, как можно реализовать данный проект.

С учетом нашего опыта и функциональных требований заказчика, мы предложили создать систему на основе сервис-ориентированной архитектуры. С одной стороны, такой подход позволяет минимизировать затраты на разработку MVP (в сравнении с микросервисной архитектурой), с другой, создает базу для развития и расширения системы с помощью новых модулей.

1 этап. Предпроектное обследование и написание технического задания

Предпроектное обследование помогает лучше понять существующие бизнес-процессы и общую логику, сформировать представление о том, как должна выглядеть готовая B2B-платформа. На данном этапе мы, как правило, проводим много встреч с представителями заказчика, уточняем функциональные требования к системе, фиксируем договоренности по техническим моментам.

В данном проекте в первых встречах участвовали все ключевые лица компании — генеральный и финансовый директора, ИТ-директор, руководитель отдела продаж. Их вовлеченность и глубокая погруженность позволили быстро согласовать основные решения и приступить к разработке прототипов.

Визуализация технического задания в виде прототипа (мы делаем его в «Фигме») помогает лучше понять описанную логику, выявить узкие места в описанных бизнес-процессах и переработать логику системы, где это необходимо. Например, при отрисовке процесса оформления заказа стало понятно, что необходимо добавить промежуточный шаг и обратную связь для пользователя, не учтенные в первой версии ТЗ.

2 этап. Создание фирменного стиля

Создание фирменного стиля для маркетплейса заказчика началось с разработки логотипа. Цвета логотипа стали основой для создания цветовой гаммы оформления B2B-платформы, а округлые формы задали стиль элементам (кнопкам, иконкам, рамкам, плашкам).

  • Синий выступает основным цветом для контрастного оформления, оранжевый используется в качестве акцентов.
  • Округлый шрифт и элементы визуально смягчают общий вид сайта, в котором из-за специфики бизнеса много табличных данных.
  • Одной из типичных задач в проектах для нас является отрисовка иконок. Эти небольшие элементы позволяют подчеркнуть характер веб-ресурса, выделить его среди конкурентов, но при этом не перегрузить визуально для пользователей, что особенно важно в создании маркетплейсов, на которых клиент много времени проводит за просмотром страниц каталога и карточек товаров.
  • Другим дизайнерским решением стал ярлычок с отображением курса валют, который перемещается вслед за пользователем внутри каталога. Это связано с тем, что часть товаров имеет цены в долларах, и пользователь может в личном кабинете настроить отображение цен в карточке (в рублях, в долларах, в долларах и в рублях).

3 этап. Разработка B2B-платформы

Для реализации функциональных требований заказчика, обеспечения безопасности, быстродействия и гибкости системы мы сформировали следующий технологический стек:

  • для backend-разработки - Symfony
  • для frontend-разработки - Vue.js и Nuxt.js
  • для разработки административной части - EasyAdminBundle
  • БД для хранения основной информации - mariadb и postgresql
  • БД для хранения кэша - memcached
  • БД для хранения логов - mongodb
  • для сопровождения жизненного цикла проекта - Gitlab CE
  • для обеспечения надежной связи между различными частями системы (сервисами) - Kafka и RabbitMQ
  • для реализации функционала, работающего в режиме реального времени - WebSocket и Node.js

Команда

digital agency, SoftExpert

У заказчика уже была разработана бизнес-логика, однако им нужен был исполнитель, который поможет избежать технических и логических ошибок, вовремя направит и скорректирует ход проекта, чтобы тот не зашел в тупик. Команда СофтЭксперт разобралась в ключевых принципах работы системы, задала уточняющие вопросы по важным аспектам, а заказчик со своей стороны положился на наш опыт и экспертное мнение.

Фирменный логотип.

Иконки-заглушки. Каждая есть в крупном и мини форматах из-за специфики отображения информации на сайте.

Боковой шильдик с курсом валют помогает пользователю ориентироваться в ценах на товары.

3. Результаты сотрудничества

В рамках проекта для компании «Булат» был разработан MVP маркетплейса, который автоматизирует продажи и взаимодействие с поставщиками (вендорами). За счет сервис-ориентированной архитектуры B2B-портал легко развивать и изменять в зависимости от потребностей рынка, а лаконичный дизайн делает его удобным и понятным для пользователей.

Выполненные работы:

  • проведение комплексного предпроектного обследования с составлением подробного технического задания и разработкой прототипов;
  • создание фирменного стиля маркетплейса с разработкой логотипа и уникальных графических элементов;
  • разработка в тестовой среде веб-ресурса по утвержденному ТЗ и макетами;
  • доработка «1С:Управление торговлей» для нужд заказчика и настройка двусторонней интеграции B2B-портала;
  • наполнение контентом, проведение автоматизированных и ручных тестов и перенос готового кода на сервер.

Особенности разработки B2B-портала для «Булат»:

  • Различия в отображении информации на страницах каталога для авторизованных и неавторизованных пользователей из-за специфики отрасли заказчика, в частности с наличием поставщиков из разных регионов.
  • Возможность добавления сотрудников к зарегистрированному профилю, чтобы продавать/покупать от разных юрлиц или формировать заказы по отделам. При этом общая информация хранится в профиле и используется, например, для расчета скидки компании.
  • Для поставщиков реализована гибкая система управления ценами и скидками на свои товары через настройку правил в личном кабинете.
  • Для покупателей реализован функционал по формированию коммерческого предложения в личном кабинете портала с возможностью загрузки собственного логотипа, реквизитов для клиентов, а также редактирования цен с учетом наценки. Это необходимо для тех, кто закупается оптом для последующей перепродажи товаров.
  • Для удобства оформления оптовых заказов, реализована возможность поиска товара загрузкой файла с артикулами. Система автоматически собирает товары в корзину, а пользователю остается только оформить заказ или сформировать КП на их основе.
  • Для пользователей B2B-портала реализована возможность работы через API. Это позволяет настроить в личном кабинете интеграцию с ресурсами пользователя, получить временный API-токен и работать в привычных программах, например, делать закупки на портале из своей программы «1С».
  • Для удобства работы с заказами реализован функционал листов ожидания. После добавления товаров в корзину покупатель может: оформить заказ (если все товары в наличии), оформить заказ на позиции в наличии, а остальные отправить в лист ожидания (частичный заказ) или отправить все товары в лист ожидания, пока они на появятся в наличии.
  • Для покупателей реализована возможность создания шаблонов заказа, что позволяет быстро оформлять заказы без поиска по каталогу или истории покупок.
  • Реализован функционал отслеживания всех заказов профиля в личном кабинете, а также получение информации о доставке (служба доставки, трек-номер, статус исполнения).
  • Реализован функционал по автоматическому формированию и отправке пользователям документов по заказу, а также возможность обращения в рамках претензий по заказам из личного кабинета.

Команда

digital agency, SoftExpert

Для бизнеса время — это особенно ценный ресурс, мы понимаем это и всегда учитываем в разработке проектов. Основываясь на нашем опыте разработки, мы предлагаем конкретные решения, помогаем автоматизировать бизнес-процессы и воплотить идеи таким образом, чтобы продукт оставался гибким, мог масштабироваться и расти вслед за бизнесом, чтобы заказчику не пришлось тратить много ресурсов на переработку системы, когда мир и рынок изменятся.

4. Заключение

Отдельно хотим поблагодарить руководство «Булат» за то, что они всегда выделяли достаточно времени на встречи, полноценно участвовали в разработке и проектировании системы, что позволило быстро принимать и согласовывать ключевые решения.

Агентство-исполнитель кейса

SoftExpert

СофтЭксперт более 25 лет в IT-услугах. Мы разрабатываем корпоративное ПО, мобильные приложения, сайты, кроссплатформенные порталы и интегративные веб-системы. Беремся за разработку комплексной стратегии привлечения клиентов вне зависимости от сложности и работаем исключительно на результат.