
Авторизация

Сброс пароля
Freedom Football Manager: цифровая платформа для тренеров, аналитиков и игроков молодежной футбольной лиги Казахстана
Заказчик: Freedom QJ League

Цифровая платформа для Freedom QJ League – помогает тренерам структурировать работу с командами, упрощает планирование, предоставляет базу упражнений и позволяет оценивать эффективность тренировок. Запуск первой версии состоялся через 7 месяцев после начала работ.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Заказчик – Freedom QJ League. Это казахстанская юношеская футбольная лига. Ребята занимаются развитием молодежного футбола в Казахстане и выращивают репутацию казахстанских футболистов на мировой арене.
Матчи и публичные мероприятия, которые видны наблюдателям и болельщикам – лишь часть жизни лиги. За ширмой остается тренировочный процесс, который состоит из разноуровневых элементов, но нет централизованного инструмента для планирования и аналитики тренировочного процесса, который помог бы сделать его более эффективным.
В лиге участвуют юношеские команды профессиональных футбольных клубов Казахстана. Главная цель Freedom QJ league — поднять уровень футбола в стране, развивать спортсменов и показывать достойные результаты на мировой арене.
Несмотря на то, что молодёжная лига во многих аспектах опережает взрослую, отсутствие системности мешало спортсменам развиваться.
До внедрения платформы тренировочный процесс был организован хаотично:
- тренеры опирались на собственные, порой устаревшие, методы;
- планировали тренировки на бумаге;
- полагались на интуицию, без учёта реальных показателей;
- не могли составить полную картину происходящего и оценить прогресс игроков;
- современные методики тренировок постоянно меняются, и у многих тренеров просто не было доступа к самой свежей и актуальной информации.
Аналитикам лиги было сложно оценивать эффективность работы команд и тренеров, своевременно давать рекомендации и вносить коррективы в тренировочный процесс. Также они не могли выстраивать единые подходы и тренировочные методики для всех клубов.
Игрокам было трудно отслеживать изменения своих показателей, фиксировать и передавать информацию о своём самочувствии, а также составлять ежедневные отчёты о тренировках.
Freedom QJ League решили создать собственную цифровую платформу и обратились к Brele для её проектирования и разработки. Мы работали над проектом вместе с компанией fuse8, которая занималась фронтендом и бэкендом. Ключевой задачей было запустить первую версию продукта всего за 7 месяцев.
Вениамин Мустафин
Директор по развитию бизнеса, fuse8
Проектируя будущее решение, мы совместно с заказчиком зафиксировали цели и метрики продукта. Для этого изучили предметную область, решения конкурентов и те процессы, которые сейчас существуют в лиге, а также обучающие методические программы для для тренеров и аналогичные программы других клубов и лиг.
Заказчик знакомил нас с теорией и практикой тренировочного процесса футболистов без оглядки на интерфейс. На нашей стороне было выделение в этих процессах ролей и сценариев, общее проектирование системы, основанное на ключевых артефактах.
Таким образом мы проработали все нужные интерфейсы и процессы будущей системы. После этого нужно было собрать все это воедино, чтобы определить, какая функциональность войдет в первую версию системы, и какие фичи оставим на развитие. Получился бэклог, на основе которого мы составили роадмап проекта.
Архитектуру сервиса проработали так, чтобы ближайшие 2 года систему можно было беспроблемно развивать при росте числа команд, тренеров и игроков в лиге, а также использования сервиса другими лигами в Казахстане.
Благодаря такой подготовке и мы, и заказчик точно понимали, каким будет MVP, какие сценарии будут доступны на старте, как дальше развивать систему, сколько это займет времени и сколько будет стоить разработка.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Обычно для оцифровки тренировочного процесса используют специальные IT-платформы. Эксперты QJ League изучили опыт других стран и цифровые продукты, которые применяют в спортивных лигах и профессиональных клубах. Выяснилось, что готовые платформы не подходят под реалии Казахстана и требуют серьезной адаптации — а переделывать их долго и дорого.
Поэтому совместно с дизайн-бюро Brele мы создали онлайн-платформу — Freedom Football Manager (FFM). Она разработана с нуля на Node.js. Также мы настроили интеграции, чтобы система работала с:
- сайтом лиги — команды и игроки импортируются в FFM, чтобы их можно было включить в тренировочный процесс, а не добавлять каждого отдельно;
- технологией Crowd In для управления переводами контента на 3 языка;
- платформой Sentry — для мониторинга производительности и выявления ошибок;
- Telegram — для для скачивания конспектов тренировок, а также быстрого и удобного создания отчётов.
QJ League показали нам список конкурентов и – внезапно – игру Football manager, которая идеально отражает то, какую систему хотелось бы видеть на выходе. В игру мы втянулись. Это помогло разложить на кусочки процессы, которые мы фиксировали для создания будущих интерфейсов.
Для лучшего погружения провели встречу с действующим тренером лиги. Спросили у него, как на самом деле все происходит – тестировали наши гипотезы.
Финальные этапы проектирования – это валидация ранее сгенерированных гипотез, формирование User Story Map и определение той функциональности, которая войдет в первую версию системы. Кроме того, здесь мы уже приступили к планированию архитектуры решения и подбору технологий для реализации всей задуманной функциональности – не только для MVP, но и для дальнейшего масштабирования.
Помимо основной функциональности мы также проработали техстек, подходы для интеграций, спланировали инфраструктуру и хостинги, установили, как будет проект развиваться дальше, и по каким метрикам будет отслеживаться его эффективность.

Что стало основой формирования интерфейсов на этапе проработки требований

А здесь можно проследить, как от простых прототипов мы пришли к итоговому визуальному решению
3. Результаты сотрудничества
Наша разработка сразу же помогла разобраться с главными задачами заказчика, упростив и ускорив рабочие процессы. Теперь тренеры, аналитики и менеджеры лиги пользуются FF Manager каждый день — он стал для них удобным и полезным инструментом в работе.
- За 7 месяцев мы успешно запустили MVP платформы, уложившись в сроки, которые превзошли ожидания заказчика.
- Автоматизировали ключевые рутинные процессы, включая работу с календарями, планирование тренировок, аналитику, подготовку отчетов и многое другое.
- Тренеры могут в режиме онлайн планировать расписание тренировок и матчей, что делает процесс организации удобнее.
- Доступ к экспертной базе упражнений и тренировочных методик помогает тренерам быстро находить актуальную информацию и применять современные подходы.
- Наставники заполняют отчёты онлайн, сокращая время, которое раньше уходило на бумажную работу.
- Аналитики оценивают тренерские методики, анализируют развитие игроков и дают рекомендации по их улучшению.
- Вся информация хранится в единой системе, что позволяет видеть полную картину, анализировать данные и принимать решения на основе реальных показателей.
Андрей Степанов
Технический директор, fuse8
Так как нагрузка в системе умеренная, для бэкенда выбрали классическую монолитную архитектуру на Nest.js, Typescript, Sequelize, PostgreSQL, Minio. А «тяжелые» операции по генерации PDF для планов и журналов тренировок выделили в отдельный микросервис.
Фронтенд реализован как single-page application на React, Next.js, TypeScript. Чтобы сократить время на запуск продукта, мы воспользовались набором компонентов Ant Design и адаптировали их под нужный дизайн. Мы используем библиотеку Hey API для генерации кода для доступа к бекенду на основе спецификации OpenAPI, которая также генерируется на основе кода бэка. Благодаря этому мы сразу избегаем множества проблем связанных с различиями в типах данных, используемых на фронте и бекенде.
Для мониторинга продукта в продакшене мы настроили метрики в Prometheus/Grafana, отслеживание производительности и трейсы ошибок – в Sentry.

4. Заключение
На момент публикации кейса мы продолжаем развивать платформу. Добавляем новые роли, такие как менеджер академии, игрок и спортивные врачи. Параллельно работаем над интеграцией телеграм-бота, который поможет ещё больше упростить и автоматизировать работу тренеров и игроков.