Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

За сценой. Битрикс24 для автоматизации процесса согласования договоров в академическом театре

08 декабря ‘24

Заказчик: Пермский академический Театр-Театр

Задача: превратить Битрикс24 в полноценный корпоративный портал, который объединит все подразделения и бизнес-процессы компании.

Агентство-исполнитель кейса

Амадо

С 2003 года создаём, продвигаем и поддерживаем сайты. Специализируемся на веб-разработке и продвижении для B2B-сектора: производственных предприятий, промышленных компаний, крупных дилеров и оптовиков. Одно из самых динамичных наших направлений — внедрение CRM для оптимизации бизнес-процессов.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

Пермский академический Театр-Театр — одно из старейших учреждений культуры в крае. За его плечами почти вековой путь развития от молодежного полупрофессионального коллектива без постоянной сценической площадки до известного в России мультижанрового репертуарного театра.

Но это всё лирика. Кроме сцены, у театральной жизни есть вполне прозаичное «закулисье»: договоры, закупки, реализация билетов и многое другое. Творческий беспорядок здесь неуместен, как и в любом другом бизнесе. А привести бизнес-процессы в систему, работающую как часы, помогает внедрение CRM-системы.

У клиента уже была установлена коробочная версия Битрикс24 на 250 пользователей. С системой работало более 170 сотрудников театра, но в основном CRM использовалась не для операционной деятельности, а для общения в корпоративном чате и постановки задач друг другу. В целом клиент имел только общее представление об инструментах и функционале Битрикс24.

Одна из ключевых задач, которую озвучил клиент, — ускорение и упрощение процесса согласования договоров, а также контроль над ним. Ранее согласование одного (!) договора занимало до нескольких месяцев. К тому же театр — государственная организация со своими особенностями и ограничениями (например, в процессе согласования договора участвует до 15 человек).

Решить эту проблему уже пытались с другим подрядчиком, но по ряду причин опыт был неудачным.

Итак, что нужно:

  • ввести в структуру CRM все отделы компании,
  • автоматизировать внутренние процессы (в первую очередь документооборот расходных и доходных договоров),
  • обучить сотрудников работе с системой.

При этом необходима возможность масштабирования нового функционала на разные типы договоров, т.к. стадии согласования, отделы и фонды финансирования могут отличаться.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Мы предложили работать небольшими итерациями:

  • внедряем новый функционал на одном типе договора,
  • обучаем персонал,
  • тестируем и при необходимости дорабатываем,
  • масштабируем (раскатываем подход на все типы договоров).

И начался настоящий квест.

Для начала мы протестировали функциональные возможности коробочной версии Битрикс24.

1. Стандартное согласование договоров с помощью задания бизнес-процесса.

У документоведа появляется задание на подготовку договора: он видит уведомление с запросом (задание в ленте новостей). Далее к процессу согласования подключаются сотрудники разных отделов

Проблемы:

  • задание видит только тот пользователь, на которого оно поступает в моменте (например, каждый из 5 сотрудников видит только своё задание, а не процесс согласования другими сотрудниками);
  • непонятно, на каком сотруднике «завис» процесс;
  • отсутствует история согласования;
  • сложно контролировать сроки согласования для разных категорий сотрудников.

2. План Б — используем инструмент роботизации бизнеса (RPA).

Настроили такой же процесс согласования, но в другом виде: можно разбить процесс согласования договора на стадии, есть полноценный формат канбана и взаимосвязь с заданиями.После согласования договора всеми участниками происходит подписание счёта, причем это возможно только после выполнения задания всеми прикрепленными к фонду сотрудниками.

Такой вариант понравился клиенту: теперь видно конкретные стадии, понятно, кто согласовал договор, а кто нет, можно использовать такой формат на мобильном устройстве.

Проблема:

  • из-за сложной структуры согласования стандартным функционалом роботов реализовать эту процедуру в полной мере нельзя — нужны более сложные логики. Например, если счёт для согласования направляется в фонд коммерческого директора, он должен согласовываться определёнными сотрудниками, на них создаются разные задачи, плюс нужен процесс пересогласования договоров (внесение доработок).

Функционал автоматизации с помощью роботов не предусматривал столько нюансов! Но мы не сдались.

3. План В — объединить оба этих формата в один с помощью «Смарт-процессов Битрикс24».

В смарт-процессах мы смогли сделать сложную логику заданий бизнес-процессов более наглядной и понятной с точки зрения стадий согласования и истории взаимодействий по договору.

Вся информация хранится в карточке договора, понятно, кто участвует в согласовании договора, какие стадии согласования происходят в данный момент и каковы их статусы. Вся история согласования по каждому договору теперь прозрачна.

Доработка функционала

  • В стандартном функционале CRM нельзя отображать задания бизнес-процессов в карточке договора (их пришлось бы отслеживать в разных разделах системы). Для этого мы подобрали на «Маркетплейсе» готовое приложение.
  • Помимо упрощения процедуры согласования договоров нужно было ускорить сам процесс. Решили эту задачу с помощью постановки автоматических задач с контролем сроков для каждого специалиста.
  • На стадии, когда необходимо согласование договора с определенными специалистами, сотрудник получает задачу, где указаны сроки согласования. После согласования или отправки договора на доработку задача с контролем сроков автоматически закрывается. Таким образом, руководство компании может отслеживать количество вовремя сданных и просроченных задач, выстраивать систему мотивации и KPI, а главное — влиять на скорость согласования документов.
  • Также была доработана автоматическая генерация названий договоров, чтобы все они были унифицированы, а сотрудник в формировании названий не участвовал. Это упрощает поиск договоров по фильтрам и по любому элементу из названия.

Стандартное согласование договоров с помощью задания бизнес-процесса. У документоведа появляется задание на подготовку договора: он видит уведомление с запросом (задание в ленте новостей).

Вариант настройки с помощью инструмента роботизации бизнеса (RPA). После согласования договора всеми сотрудниками происходит подписание счёта, причем это возможно только после выполнения задания всеми прикрепленными к фонду сотрудниками.

Объединение двух уже протестированных форматов в один с помощью «Смарт-процессов Битрикс24». Здесь видно, на какой стадии находится процесс согласования договора.

3. Результаты сотрудничества

Новый формат согласования договоров полностью удовлетворил нашего клиента: процесс визуально понятен, в него можно заложить необходимую сложную логику, плюс его легко масштабировать под любой тип договора, который есть у клиента (меняется перечень ответственных сотрудников, стадий и той информации, которая должна сохраняться в договоре).

  • Теперь всегда в открытом доступе и удобном формате все необходимые данные, прозрачно хранится история действий и коммуникаций по каждому конкретному договору. С помощью контроля сроков мы ускорили время реакции сотрудников по согласованию — и в целом процесс согласования договоров теперь стал быстрее.
  • В отличие от предыдущего подрядчика, в процессе интеграции мы активно взаимодействовали с клиентом и обучили сотрудников пользоваться системой.
  • Помимо прочего, помогли клиенту решить проблему с SSL-соединением, которое периодически давало сбои. Раньше SSL-сертификат нужно было обновлять вручную на сервере — теперь он продлевается автоматически.

И всё это за 1 месяц — именно столько времени потрачено на поиск нужного варианта автоматизации и настройку процессов.

В карточке договора отображаются задания бизнес-процессов, с которыми можно взаимодействовать (видны «Мои задания» и «Задания других сотрудников»).

В карточке договора видны статусы согласования (данные заполняются автоматически).

Помимо упрощения процедуры согласования договоров нужно было ускорить сам процесс. Мы это решили с помощью постановки автоматических задач с контролем сроков для каждого специалиста.

4. Заключение

Интернет-агентство «Амадо» более 5 лет специализируется на настройке и внедрении CRM Битрикс24. Также мы осуществляем поддержку и доработку системы после запуска, развиваем продукт, подключаем новый функционал и консультируем клиентов.

Важно, что Битрикс24 используется и в работе «Амадо» — мы изучили «изнутри» все достоинства и подводные камни системы, поэтому умеем находить оптимальные решения для задач, с которыми к нам обращаются клиенты.

Агентство-исполнитель кейса

Амадо

С 2003 года создаём, продвигаем и поддерживаем сайты. Специализируемся на веб-разработке и продвижении для B2B-сектора: производственных предприятий, промышленных компаний, крупных дилеров и оптовиков. Одно из самых динамичных наших направлений — внедрение CRM для оптимизации бизнес-процессов.