Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Проектирование интерфейса и редизайн плеера для людей с нарушением зрения «ВОЙСА»

06 декабря ‘24

Заказчик: КРУСТ
Страница кейса/результат: https://jetstyle.ru/portfolio/case/voisa

Мы обновили сценарии и дизайн тифлофлешплеера «ВОЙСА» для удобства людей с нарушением зрения. Новый голосовой интерфейс, тактильные элементы и эргономика сделали устройство интуитивным и функциональным. Проект получил признание пользователей и профессионального сообщества.

Агентство-исполнитель кейса

JetStyle

20 лет мы делаем всё для решения бизнес-задач клиентов. Занимаемся разработкой цифровых продуктов и сервисов, UX/UI и интернет-маркетингом, а также созданием решений с AR и VR.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

«ВОЙСА» — не просто гаджет с современным и ярким дизайном, а социальный инструмент, который помогает людям с ограниченными возможностями взаимодействовать с миром удобным и понятным способом.

*Тифлофлешплеер (ТФП) — специальное устройство, которое воспроизводит «говорящие» книги (дословное воспроизведение текста, включая сноски, пояснения и прочий сопроводительный материал), аудиофайлы и музыку, а также имеет дополнительные функции, полезные для слепых и слабовидящих людей — например, диктофон и радио.

Изначальная задача заключалась в проектировании интерфейс плеера так, чтобы:

  • упорядочить все функциональные возможности в логичную и интуитивно понятную структуру,
  • обеспечить возможность использования интернет-сервисов (справочники, YouTube, музыкальные каталоги, подкасты) и функции звонков,
  • гарантировать соответствие требованиям ГОСТ с учетом специфики взаимодействия с каждой функцией.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

После переработки всех пользовательских сценариев и создания нового голосового интерфейса (чтобы его реализация была максимально удобной), мы использовали наши компетенции в промышленном дизайне и разработали новый дизайн корпуса.

Это позволило достичь следующих результатов:

  • слепой человек может быстро распознавать зоны взаимодействия и кнопки управления;
  • форма удобно и надежно лежит в руке;
  • материал ощущается теплым и бархатистым на ощупь;
  • дизайн стильный и современный, что позволяет пользоваться устройством в общественных местах без стеснения.

Проработка сценариев взаимодействия стала основой проекта.

При работе с тифлофлешплеером мы систематизировали множество его функций, разделив их на три группы:

  • Базовые — управление устройством, например, включение/выключение, спящий режим/блокировка;
  • Функции-режимы — такие как диктофон и справочная помощь;
  • Функции-инструменты — например, перемотка и отмена последнего действия.

Это помогло нам определиться с количеством, зонированием и логикой сочетаний кнопок. После приступили к проектированию эргономики и облика плеера.

Желтый — последний цвет, различимый при потере зрения, поэтому мы выбрали его основным и добавили контрастные черные кнопки.

Ключевые функции сгруппированы на панели и снабжены уникальными тактильными символами, чтобы их было легко найти. Подробности о расположении кнопок и их функциях — на слайдах.

Каждый пользователь может ориентировать устройство по-разному: кто-то держит его вверх ногами или сбоку. Поэтому мы создали асимметричную форму плеера, чтобы было легко распознавать верх и низ.

Мы также проработали тактильные ощущения: кнопки нажимаются с легким усилием и мягким ходом до щелчка, а затем возвращаются в исходное положение. Кнопки снабжены отключаемой вибрацией, а отклик на нажатие озвучен различными сигналами: звук успеха при активной функции и холостой звук при неактивной. Кнопка «Запись» фиксируется в нажатом положении на время записи.

Кнопки также отличаются по высоте: кнопки центрального блока вогнутые и продолжают пластику круга, а периферийные выпуклые и распределены по поверхности.

Порты для подключения устройств и отверстия для ремешка расположены по бокам корпуса так, чтобы провода не мешали удерживать и использовать плеер.

Входы для микрофона и наушников оснащены тактильными накладками в форме соответствующих предметов.

3. Результаты сотрудничества

Мы создали два принципиально разных прототипа и протестировали их с участием людей с нарушением зрения. В тестировании принимали участие несколько групп потенциальных пользователей разного возраста, с различными причинами инвалидности и опытом использования тифлоустройств.

Мы отслеживали, насколько быстро и легко пользователи осваивают наши устройства, как они воспринимают их на ощупь, что кажется очевидным и понятным, а что — нелогичным.

Например, результаты тестирования показали, что:

  • функция записи («Рекорд») чрезвычайно важна для людей с нарушением зрения, и ей требуется отдельная кнопка;
  • мягкие и округлые поверхности приятнее на ощупь, чем геометричные с четкими гранями;
  • кнопки регулировки громкости удобнее в форме качели, чем в виде отдельных кнопок;
  • группы кнопок разной формы воспринимаются быстрее;
  • ударопрочность, устойчивость и влагозащищенность — обязательные требования к плееру;
  • пользователям важно иметь возможность выбора голосового информатора из нескольких вариантов.

Анатолий Ерыванов

Руководитель проекта, КРУСТ

Команда JetStyle имеет фундаментальный подход, благодаря которому была выстроена работа от анализа потребностей наших пользователей и существующих предложений на рынке, включая наше изделие, до работы с фокус-группами и разработке инновационного решения с узнаваемым дизайном. Был создан новый продукт, которому нет аналогов, как с точки зрения удобства эргономики и дизайна, так и функций, предлагаемых пользователям. Из всей нашей линейки товаров, полученный в результате редизайна, тифлофлешплеер ВОЙСА является самым востребованным у наших клиентов, что говорит само за себя в пользу команды JetStyle.

4. Заключение

Плеер «ВОЙСА» доступен для покупки и получает положительные отзывы как от пользователей, так и от профессионального сообщества. Он был отмечен золотом и гран-при на премии Medmen Health Creative Awards, серебром от Основного жюри и бронзой от Открытого жюри фестиваля «Среда» в номинации Pro Bono.

Агентство-исполнитель кейса

JetStyle

20 лет мы делаем всё для решения бизнес-задач клиентов. Занимаемся разработкой цифровых продуктов и сервисов, UX/UI и интернет-маркетингом, а также созданием решений с AR и VR.