Авторизация
Сброс пароля
ML-сервис прогнозирования спроса для международной FMCG-компании
Заказчик: NDA. Российское представительство одной из крупнейших транснациональных корпораций с несколькими филиалами в стране.
Разработали ML-модель прогнозирования спроса, благодаря которой выручка компании увеличилась на 2%, а прибыльность маркетинга на 7%.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Компания производит и реализует в России товары нескольких торговых марок. Чтобы продавать товары в разных регионах страны, компания должна заранее договариваться о производстве, поставках и строить распределительные центры. Для этого ей нужно знать, какое количество товара, в какой точке, в какое время и по какой цене должно храниться и продаваться. Чтобы определить эти параметры, компания прогнозирует спрос по каждому товару, группе, полке, магазину, региону, городу.
Сначала компания использовала Excel-таблицы, затем перешла на Anaplan. Однако региональные менеджеры подгоняли плановые данные по продажам так, чтобы точно их достичь и выполнить свои личные KPI. Руководство решило взять такие ситуации под контроль. Они хотели развить идею принятия решений на основе данных, при этом устранить существовавшие пробелы и намеренные искажения. Для этого нужна строгая и непредвзятая система контроля показателей. Точность прогнозирования готовых коробочных решений не соответствовала стандартам головного офиса, а затраты на их доработку оказались выше затрат на разработку собственного решения.
Задача: разработать ML-модель, чтобы определять, сколько товаров, каких торговых марок, когда и где продавать, чтобы выполнять квартальные и годовые планы магазинов по розничному товарообороту (РТО) и маржинальности.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Мы работали с живыми данными, прогнозировали спрос с учетом цен, скидок и каннибализации товаров и рассчитывали оптимальные параметры для скидок. У клиента не было какой-то единой и строгой системы сбора данных, поэтому могли быть ошибки, пропуски, проблемы со сбором. При анализе данных и обучении модели, мы должны были преодолеть эти проблемы, при этом не увязнуть в процессе, но и добиться необходимой точности прогноза.
Мы искали не просто неправильные показатели продаж, цены и спроса. Мы искали методологические ошибки сбора и очищали данные от них. Например, изучили статистические отчеты и графики распределения цен, нашли аномальные распределения, залезли в таблицы с цифрами и обнаружили, что часть стоимостей заносились с учетом НДС, а другие — нет.
Принцип работы системы прогнозирования:
1. Этап подготовки
Аналитики собирают исторические данные по сетям минимум за 3,5 года, чтобы получить информацию о сезонности продаж.
2. Параметры для прогноза
Менеджер указывает параметры прогноза: период для построения модели, необходимую разбивку прогноза по дням, неделям или месяцам, указывает промоакции, планируемые скидки или повышения цены.
3. Анализ данных
Программа анализирует продажи и скидки за такой же период в прошлые годы и учитывает другие факторы, влияющие на спрос — наличие товаров на складах, изменения цен по прайсу, разные тренды, эффекты сезонности, гало и другие.
4. Отчет с прогнозом
На основе загруженных данных программа составляет отчет. В нем менеджер видит, какие товары, в каком количестве, в каких магазинах и по каким ценам ему нужно выставить, чтобы его город достиг заданных целевых показателей. Другими словами, менеджер получает руководство по тому, как превратить плановый показатель в фактический.
3. Результаты сотрудничества
Создали модель прогнозирования спроса на основе ML, которая помогла увеличить выручку международной компании на 2%.
Кроме разработки самой ML-модели, мы помогли собрать и проанализировать данные, выявить закономерности и определить какие факторы влияют на спрос и результаты прогноза. А также провели интеграцию с существующей системой коммерческого планирования и добились того, чтобы менеджеры по логистике начали планировать складские запасы на основе полученных прогнозов.
4. Заключение
Мы делали программы моделирования спроса для компаний из разных отраслей: для дистрибьютора химических материалов, для производителя керамической плитки, для магазина одежды, для дистрибьютора рыбы. Практическим путем мы сформировали набор требований для бизнеса, который хочет внедрить подобную модель прогнозирования.
На основании наших кейсов можем сказать, что бизнес начинает разрабатывать собственную модель и отказывается от коробочных решений по типу SAS, AWS, Google Analytics и других, когда:
- собирается развивать направление работы с данными внутри компании и внедрять их в новых вертикалях;
- хочет сохранять дата-экспертизу внутри, чтобы развивать модели и оценивать влияние дополнительных параметров на прогнозные значения спроса;
- дорабатывать систему под свои задачи;
- хочет иметь сверхточный прогноз.
В таких случаях готовые коробочные решения не подходят из-за низкой точности прогнозирования, и кастомная модель становится оптимальным вариантов.