Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Как увеличить знание и пенетрацию FMCG-бренда, а заодно вывести новый продукт на полки

30 сентября ‘24

Заказчик: Бренд овощных закусок с более чем 20-летней историей развития компании на рынке

Расскажем, какой должна быть эффективная маркетинговая стратегия на примере кейса Ingate Group по продвижению бренда овощных закусок

Агентство-исполнитель кейса

Ingate Group

Ingate Group – группа компаний, которая оказывает услуги digital-маркетинга и использует все возможности искусственного интеллекта в разных направлениях: Performance, SEO, SMM, ORM, аналитика. 24 года экспертизы, 60+ собственных технологий, резидент Skolkovo, 130 крупных брендов в портфолио.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

О клиенте

Наш клиент — бренд овощных закусок с более чем 20-летней историей развития компании на рынке. Под брендом производят консервированные овощи и готовые овощные закуски в стеклянных и жестяных банках: горошек, кукуруза, фасоль, нут, маринады, овощная икра и т.д. Продукты марки можно купить на маркетплейсах и в крупных торговых сетях России.

Цели клиента

1. Увеличить знание бренда и количество пробных покупок.

2. Вывести на полки линейку бренда в стеклянных банках.

3. Удержать позиции бренда в связи с приходом СТМ федеральных сетей.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПОШАГОВО

1. Определите контекст рынка

На каком месте бренд по продажам, кто лидеры, кто ближайшие конкуренты, доли брендов в категории, на каком месте бренд по стоимости и как менялась стоимость конкурентов, индексы продаж, дистрибуция. Все эти показатели нужно смотреть в разрезе интересующих регионов.

В нашем случае дистрибуция бренда была неравномерной, поэтому мы разрабатывали стратегию точечно для фокусных регионов с самым высоким покрытием. Дополнительно посмотрели позиции брендов в разрезе всей России.

Наше гео: Архангельск, Вологда, Владивосток, Хабаровск.

Источником для анализа послужили закрытые данные «Первого ОФД». Мы рассматривали основных конкурентов бренда без учета СТМ.

Какие выводы сделали мы:

  • конкуренты 1 и 2 — лидеры по продажам в РФ
  • в наших фокусных регионах конкурент 1 теряет свои позиции, а конкурент 2, наоборот, наращивает продажи. Это связано с тем, что первый приостановил свои РК, а второй усилил маркетинг. Бренд, с которым мы работали в этом кейсе, на их фоне остается стабильным. При этом он показывает самую низкую стоимость среди лидирующих брендов.

Если ничего не менять, то позиция бренда будет зависеть от активности конкурентов в рекламе. Или можно воспользоваться падением конкурента 1, усилить рекламу и выйти на первое место в категории, обогнав конкурента 2.

Чтобы убедиться в том, что бренд может рассчитывать на активный рост, мы посмотрели на тренды рынка:

  • рост числа СТМ в категории;
  • более 60% выбирают консервированные овощи и фрукты отечественных производителей;
  • увеличение спроса и роста продаж в категории от года к году.

Все это говорит о том, что бренду действительно нужно усиливать рекламу. И не только для взятия первенства среди независимых брендов, но и чтобы не быть вытесненным СТМ.

2. Изучите потребителей вашего продукта и сформулируйте на основе данных целевую аудиторию для рекламы

На рынке существует множество поставщиков данных. Основное их преимущество в том, что они владеют информацией о покупках. С помощью этой информации вы сможете анализировать реальных потребителей вашей категории, вашего бренда или брендов конкурентов.

Единственный минус работы с такими данными — сложность их обработки. Обращаясь к ним напрямую, вы получаете не собранные графики с выводами и инсайтами, а огромное количество сырой «даты». Ingate Performance в рамках разработки стратегии перерабатывает эти данные, строит выводы и гипотезы, которые ложатся в основу предложенного решения.

В этом проекте мы использовали данные исследования BrandPulse от Mediascope и «Магнит.DMP».

Базовые характеристики

Определяем базовые характеристики целевой аудитории для будущих рекламных кампаний: пол, возраст, гео, доход, семейное положение, наличие детей.

Ядро нашей целевой аудитории: мужчины 35-64 и женщины 25-64 с высшим образованием, средним доходом, женаты/замужем.

Теперь сопоставим эти данные BrandPulse с данными «Магнит.DMP». По данным «Магнит.DMP», ядром ЦА являются замужние женщины 25-54 лет с детьми из Архангельска и Вологды с месячным бюджетом 55-65 тыс. руб.

Для будущей рекламной кампании выбираем следующую целевую аудиторию: женщины 24-50 лет в фокусных регионах. Объем сегмента 1,06 млн человек.

Контекст потребления

Чаще всего консервированные овощи потребляют на обед, ужин и на застольях. В этих ситуациях консервы воспринимаются как помощники или обязательные традиционные атрибуты.

Расширенные характеристики

С помощью BrandPulse определяем, насколько аффинитивны нашей ЦА различные характеристики.

Наша аудитория:

  • не привязывается к брендам (AFF 169);
  • ест полезные продукты (AFF 146);
  • часто покупает новые марки на пробу (AFF 146);
  • обращает внимание на состав продукта (AFF 136);
  • готова платить больше за экологически чистые продукты (AFF 148).

Таргетинг на пенсионеров и работающих можно использовать как уточняющий на протяжении всего периода РК. Постящихся берем как фокусный сегмент только на период поста.

Ключевые отличия потребителей овощных консервов в том, что они:

  • предпочитают экономить;
  • часто спешат;
  • не успевают нормально есть;
  • семья важнее денег.

Что влияет на выбор

Здесь мы снова сравним потребителей овощных консервов с широким сегментом покупателей продуктов питания.

Мы видим, что наличие продуктовых промо является ключевым фактором выбора. Также важна известность бренда, качество и натуральность. А реклама находится на втором месте среди причин покупки после рекомендации близких.

Делаем выводы

Основной акцент в рекламе идет на взрослую ЦА. Цель для сегмента — увеличить знание и пенетрацию.

Работая с молодой ЦА, ставим перед собой цель повысить узнаваемость бренда.

В коммуникации делаем упор на:

  • Потребительские свойства продукта (натуральность, вкус)
  • Качество продукта (происхождение овощей).

Факторами успеха будут:

  • Отчетливое присутствие бренда (постоянное заметное визуальное присутствие в инфополе потребителя, многократное звуковое присутствие).
  • Простое сообщение (не больше 1 посыла на 1 креатив, без сложных терминов и неизвестных широкой ЦА особенностей, общеизвестные факты).

3. Выберите каналы для коммуникации на основе данных об аудитории

Каналы следует выбирать с опорой на данные о потребителях. Смотрим на рекламу: в каких каналах они обращают внимание больше всего и реклама в каких каналах стимулирует их к покупке.

Для взаимодействия с аудиторией в социальных сетях выбираем VK (разумеется, с опорой на данные BrandPulse). Именно эту социальную сеть 70% наших потребителей использует чаще 1 раза в неделю.

OLV в этой схеме дает нам максимально качественный охват, баннеры — увеличение частоты контакта. А дополнительное использование в этих каналах баз e-com дает контакт именно с той аудиторией, которая потребляет категорию. Таким образом, мы одновременно работаем на увеличение знания и пенетрацию бренда при ограниченном бюджете.

4. Определяем таймлайн рекламной кампании

Чтобы оптимизировать бюджет и составить сетку рекламной коммуникации, необходимо понять, есть ли у продукта сезонность потребления. Сделать это можно с помощью данных о продажах и спроса.

Мы проанализировали спрос по каждому из видов продуктов бренда.

В нашей категории есть ярко выраженная сезонность, поэтому у бренда нет необходимости вести непрерывную интенсивную РК в течение всего года. Мы будем действовать флайтами.

  • Первый флайт — сентябрь-декабрь.
  • Второй флайт — январь-апрель.

В каждом флайте мы опираемся на паттерны потребления продукта и, помимо основной продуктовой коммуникации, выводим ситуативную. В нашем случае ситуативной станет коммуникация для постящихся, которую планируем вести на отдельную категорию ЦА.

5. Продумайте тактику работы в каналах

OOH (наружная реклама)

Задача наружной рекламы — напомнить аудитории о продукте в шаге от покупки, то есть непосредственно перед моментом принятия решения. Это позволит увеличить конверсию в покупку и оптимизировать бюджет.

В нашем случае оптимальной будет следующая схема:

● будни во второй половине дня: напоминаем по пути домой захватить вкусный продукт на ужин;

● весь день в выходные: напоминаем в дни застолий и закупки продуктов на неделю.

Для увеличения эффективности и оптимизации бюджета:

● выбираем билборды, расположенные в центре и оживленных районах, чтобы получить дополнительный буст по охвату;

● исключаем из адресной программы поверхности, расположенные в невыгодных для нас местах (промзоны, трассы и т.д.);

● фокусируемся на билбордах, расположенных вблизи супермаркетов, где продается бренд.

Digital Media (OLV и баннеры)

Основная тактика

В OLV запускаем основную коммуникацию, взаимодействуя с широкой аудиторией 25-34 лет с более низким уровнем телесмотрения, чем у других возрастных групп.

Параллельно с OLV подключаем баннерную рекламу, направленную на точечное взаимодействие с конкретными сегментами ЦА с уникальной коммуникацией под каждый. В рамках каждого сегмента дополнительно выделяется аудитория, которая видела нашу видеорекламу. Таким образом, увеличиваем частоту контакта и углубляем коммуникацию с ЦА.

Если OOH позволяет охватить большее количество потребителей на высокой частоте контакта, то digital улучшает качество этого контакта.

В цифровые баннеры OOH встроены Wi-Fi-роутеры, которые собирают MAC-адреса телефонов проходящих или проезжающих мимо людей в зоне видимости рекламного сообщения. На эту аудиторию мы тоже делаем ретаргет в Digital Media.

В форматах делаем фокус на InStream. Мы выбираем этот формат, так как:

● чем длиннее контакт рекламного сообщения с ЦА, тем большее влияние на бренд-метрики (и, как следствие, на бизнес) оказывает реклама;

● InStream дает наиболее качественный контакт с точки зрения захвата внимания аудитории.

Поскольку наш бюджет ограничен, важно еще выбрать подходящее время показа. Поэтому минимизируем показы в утренние часы, ведь по статистике именно в это время наблюдается максимальная доля отсутствующего внимания. Это позволит снизить необходимый бюджет на 7% без потери эффективности.

Выбор платформ

При выборе конкретных площадок для работы опирайтесь на:

● доступные таргетинги и форматы

● возможность загрузить на платформу данные о потребителях

● наличие у площадки собственной аудиторной даты, основанной на покупках.

Мы выбрали для работы следующие платформы:

● Яндекс Медиа (InStream, HTML5 banners);

● Beeline (Multi-roll);

● MyTarget/VK (InStream, мультиформат, карусель).

BTL

Чтобы не потерять пользователей, которых мы получили на более высоких этапах воронки, закрываем ее с помощью дегустационной механики в магазинах, где продается товар. А для пользователей, которые еще не видели или не запомнили бренд, это будет максимально качественный первый контакт. Таким образом, наша РК работает и на холодную, и на горячую аудиторию.

Можно использовать как базовую дегустационную механику, так и добавить в нее креатива, например, интегрировать дегустацию с конкурсом в социальных сетях, сделать более креативные POSM и форму промоутеров, дарить за покупку фирменный мерч, раздавать листовки с рецептами с продуктами бренда и т.д.

Схема рекламной кампании

Таймлайн рекламной кампании

3. Результаты сотрудничества

Обычно в медийных рекламных кампаниях оценивается только охват и показы, особенно, если бренд продается офлайн и с РК не планируются переходы на сайт. И в этом случае бизнесу очень сложно оценить, насколько реклама повлияла на результат, отделить ее влияние от сезонности и других факторов.

Мы за то, чтобы оцифровывать и по возможности прогнозировать бизнес-результат.

Не всегда такие данные бывают абсолютно корректными, но лучше пессимизированная оценка, чем никакая. Кроме того, у нас есть механики, которые помогают оценивать даже офлайн-каналы и платформы без встроенных бренд-лифтов.

Например, потенциальный результат описанной в этом кейсе рекламной кампании следующий:

● охват 90% целевой аудитории и 70% на частоте 5+;

● 20% охваченных пользователей начнут рассматривать бренд к покупке;

● 15% будут искать товар в магазине;

● 8% совершит покупку.

Команда Ingate Performance

Кушникова Татьяна - Head of Strategy Group

Хисматуллина Диана - Strategist

Козлова Юлия - Media planner - strategist

4. Заключение

Этот кейс Ingate Group будет полезен любому FMCG-бренду со схожими задачами. Однако нужно учитывать, что у каждого бренда своя целевая аудитория и особенности, которые влияют на маркетинговую стратегию.

Агентство-исполнитель кейса

Ingate Group

Ingate Group – группа компаний, которая оказывает услуги digital-маркетинга и использует все возможности искусственного интеллекта в разных направлениях: Performance, SEO, SMM, ORM, аналитика. 24 года экспертизы, 60+ собственных технологий, резидент Skolkovo, 130 крупных брендов в портфолио.

Ruward использует технологию "cookie" – сохранение на компьютере пользователя небольших текстовых файлов. Также мы используем на сайте сервис Яндекс.Метрика. Эта информация не позволит идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Если вы не согласны, чтобы мы использовали данные технологии, вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать наш сайт.

Согласен