Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

«‎Взыскатор» — платформа для эффективного процесса взыскания

30 июля ‘24

Заказчик: ООО «‎Профессиональная коллекторская организация «‎Право»‎

Разработка, внедрение и поддержка сервиса работы с Федеральной службой судебных приставов посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) в части отправки заявлений, получения результатов оказания услуг и полного контроля хода исполнительных производств.

Агентство-исполнитель кейса

RNDSOFT

Компания RNDSOFT занимается исследованием и разработкой ИТ-решений, а также цифровизацией бизнес-процессов в сфере FinTech, B2B и B2G. Собственная продуктовая линейка насчитывает 70+ решений. 17 продуктов компании включены в Реестр отечественного ПО.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

В России числится порядка 5000 ресурсоснабжающих организаций. По статистике Росстата на конец 2023 года, долги населения по квартплате выросли до 833 млрд. рублей. В каждой ресурсоснабжающей организации есть штат юристов, которые вынуждены ежемесячно приходить на прием в ФССП, получать сверку по своим исполнительным производствам, вручную сверять информацию, считать объем взысканных средств. Процесс бумажной работы значительно снижает эффективность взысканий с должников.

Не только у сбытовых компаний идет работа по взысканию задолженности. За 2023 год микрофинансовыми организациями было выдано микрокредитов на сумму более 1 трлн рублей, рост долгов за год составил 21 %.

Более 600 000 юридических лиц имеют просроченную задолженность на сумму более 620 млрд. рублей.

На текущий момент зарегистрировано порядка 590 профессиональных коллекторских организация и тысячи микрофинансовых организаций. Все они ведут работу с ФССП, но в большинстве своем, не автоматизированную, а ручную.

Заказчику ООО «‎Профессиональная коллекторская организация «‎Право» требовался сервис с быстрым и легким подключением, позволяющий автоматизировать и полностью перевести в электронный вид взаимодействие с ФССП, получать актуальный список исполнительных производств, осуществлять контроль хода ИП, а также иметь возможность в электронном виде по шаблонам подавать заявления, ходатайства, жалобы в ФССП, своевременно получать ответы на отправленные обращения.

Требуемые функции сервиса:

- оперативное получение информации о ходе ведения исполнительных производств, ответов на запросы и заявления;

- легитимность электронного документооборота;

- контроль исполнительного производства;

- работа с отделами судебных приставов по всей России;

- возможность пакетной обработки информации по исполнительным производствам;

- возможность доступа к взаимодействию большого количества работников;

- автоматическое распределение ИП по сотрудникам.

Конечные цели разработки нового сервиса для клиента:

- сократить дебиторскую задолженность;

- перестать терять исполнительные производства;

- сократить расходы на почтовую корреспонденцию в работе с ФССП;

- не ходить на личный прием к приставам, осуществляя взаимодействие в электронном виде;

- сократить время работника на обработку одного исполнительного производства;

- иметь все исполнительные производства под рукой и на контроле;

- иметь актуальную информацию о ходе ИП;

- автоматически рассчитывать задолженность по всем ИП;

- увеличить объем взысканий;

- легко проводить работу с отделами судебных приставов по всей России;

- своевременно оплачивать задолженности по ИП в роли должника до применения штрафных санкций.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Мы знали, что есть виды сведений ФССП в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и ранее проводили интеграцию с ними. Но работа в СМЭВ доступна только профессиональными коллекторским организациям, а сбытовые компании не имеют оснований доступа к СМЭВ. К тому же, работа в СМЭВ предполагает долгий процесс подключения, необходимость организации защищенного канала связи и его поддержки.

Мы пошли другим путем и стали изучать иные источники информации. Сайт ФССП удобен для поиска исполнительных производств, но не предоставляет подробной информации о ходе ИП.

Тогда мы приняли решение интегрироваться с API Госуслуг. Это интерфейс, который позволяет использовать возможности портала в других приложениях. Благодаря API информационные системы организаций напрямую взаимодействуют с Госуслугами, а пользователи получают информацию, не покидая ИС организации.

Изучив всю необходимую документацию, мы начали интеграцию по трем услугам ФССП:

- Предоставление информации о ходе исполнительного производства онлайн.

- Предоставление информации о наличии исполнительного производства онлайн.

- Подача заявлений и ходатайств в ФССП.

После реализации адаптеров для интеграции с API Госуслуг, мы начали разработку удобного пользовательского интерфейса. Требовалось провести исследование рынка подобных решений, изучить бизнес-процесс клиента по взысканию задолженностей и взаимодействию с ФССП, внедрить лучшие UX-практики.

Мы выбрали пилотную организацию из числа сбытовых, провели несколько подробных опросов о работе, изучили Федеральный закон «‎Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Этап аналитики позволил нам создать не просто рабочее место для клиентов, а целую систему, автоматизирующую процесс взыскания.

После разработки системы и адаптеров требовалось пройти интеграционное тестирование с Минцифры РФ, для получения статуса вендора ЕПГУ. По результатам успешного интеграционного тестирования с использованием интеграционного протокола ЕПГУ между информационной системой нашей компании и Единым порталом, мы были подключены к продуктивной среде ЕПГУ.

С этого момента нашему клиенту не требовалось проводить долгую настройку, тестирование - стало достаточно пары настроек на ЕПГУ и техпортале ЕСИА.

В конечном итоге у нас получилась система, которая предназначена для:

- сбора информации об исполнительных производствах клиента;

- актуализации статусов исполнительных производств;

- взаимодействия с ФССП России в части направления заявлений, ходатайств и получения ответов на отправленные запросы.

Мы назвали ее «‎Взыскатор».

«‎Взыскатор» работает в облаке и не требует дополнительной установки программного обеспечения на компьютер. В этом случае взаимодействие происходит по защищенному протоколу. Дата-центр, где располагается система, имеет все необходимые сертификаты соответствия требованиям ФСБ/ФСТЭК в части защиты персональных данных по 152-ФЗ.

У клиента нет необходимости обеспечивать защиту персональных данных, содержать и администрировать программное обеспечение. Высокий уровень SLA - 99,8 %, достигнут благодаря настроенным системам мониторинга и алертинга на стороне «‎Взыскатора».

В сервисе «‎Взыскатор» осуществляется автоматическая загрузка всех исполнительных производств - активных и завершенных, хранящихся в базе данных ФССП, а также автоматическое ежедневное обновление списка ИП.

Без участия пользователей «‎Взыскатор» получает и автоматически обновляет полную информацию об ИП, в том числе информацию об имуществе должника, наложенных ограничениях.

Для удобства пользователя мы подготовили типовые формы заявлений, ходатайств, жалоб. Причем отправка заявлений в ФССП доступна и в массовом порядке, без необходимости ввода однотипной информации. Доступны расширенная фильтрация и поиск по различным параметрам в списке ИП.

3. Результаты сотрудничества

Для нашего клиента ООО «‎Профессиональная коллекторская организация «‎Право» потребовалось полтора месяца на полноценное внедрение в текущий бизнес-процесс по работе с взысканиями, что не вызывало у сотрудников никакого сопротивления, так как «Взыскатор» интуитивно понятен. С другими системами, используемыми заказчиком, конфликтов не возникло, так как во «Взыскаторе» содержится актуальная информация, которую можно использовать в своей информационной системе.

Мы провели опрос Заказчика о его результатах:

- стали меньше тратить времени на обработку одного исполнительного производства;

- стали больше направлять заявлений и жалоб, при этом срок получения ответов сократился практически в 2 раза;

- стала прозрачна и видна работа приставов;

- по каждому исполнительному производству видно имущество и наложенные аресты, что позволяет принимать решение о дальнейшей работе в рамках ИП;

- актуализировали данные в своей информационной системе;

- удобная работа с приставами по взысканию в одном окне.

Для сводки статистики по исполнительным производствам, объему задолженности и взысканных средств разрабатывается раздел «Отчеты», содержащий всю необходимую оперативную информацию для руководителя организации.

4. Заключение

«‎Взыскатор» повысил эффективность и ускорил работу ООО «‎Профессиональная коллекторская организация «‎Право», главным образом, в упрощении процесса направлений заявлений по ИП и мониторингу по окончанию/возбуждению исполнительных производств, действий судебных приставов-исполнителей, сверки остатка долгов. Теперь у нашего клиента нет необходимости одновременно мониторить сайт ФССП и Госуслуги, при этом получая актуальную и полную информацию о ходе исполнительного производства.

Агентство-исполнитель кейса

RNDSOFT

Компания RNDSOFT занимается исследованием и разработкой ИТ-решений, а также цифровизацией бизнес-процессов в сфере FinTech, B2B и B2G. Собственная продуктовая линейка насчитывает 70+ решений. 17 продуктов компании включены в Реестр отечественного ПО.