Авторизация
Сброс пароля
Экосистема сервисов для внедрения улучшений на производстве — 20 млрд рублей экономического эффекта
Заказчик: -
Импортозаместили ПО и разработали экосистему сервисов для производственного холдинга, мирового лидера в своей отрасли. Системой пользуются 24 предприятия, внутри зарегистрировано 70 000 идей от сотрудников, экономический эффект внедрений, предложенных в экосистеме — 20 млрд руб.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Наш заказчик — мировой лидер в своей отрасли, компания с выручкой более 300 млрд рублей в год. Он работает в производственно-добывающей сфере и применяет концепцию Фабрики идей. Это подход, при котором компания собирает идеи по улучшениям от сотрудников и внедряет их на производстве.
Цель этих идей — сократить потери, увеличить производительность, снизить затраты, уменьшить простои.
Фабрика идей реализуется по определенной методике — процесс связан с кучей регламентов, согласований, затрат и расчетов. И чтобы система жила, нужно единое цифровое пространство, где можно предлагать гипотезы, назначать ответственных, прогнозировать эффективность и трекать процесс реализации. И, конечно, подводить итоги и принимать решения о внедрении идей на постоянной основе.
Нам предстояло оцифровать процессы Фабрики идей и объединить всех участников концепции (авторов идей, согласующих, руководство, финансовые отделы и проч.) в одном пространстве.
Импортозамещение иностранного продукта: почему понадобилась собственная разработка
Раньше для проверки идей клиент использовал американский софт. Он был настроен под специфику отрасли, но после внедрения появились проблемы, из-за которых заказчик в итоге отказался от коробки.
Почему клиент отказался от готового софта
- Риски утечки информации
- Не адаптирован под бизнес из России
- Сложно масштабировать, нет гибкости софта
- Зависимость от вендора: медленные доработки и ограниченный функционал
- Неудобный интерфейс
В результате клиент решил уйти от американского сервиса и сделать свой продукт, который будет настроен под его бизнес-процессы. Также в приоритете была безопасность данных и быстрые доработки под свои хотелки. Заказать разработку решили подрядчика, а не собирать свою IT-команду с нуля. Внутри не было достаточной экспертизы, и заказчик хотел стартануть проект как можно быстрее, не тратя время на HR (найм и адаптацию).
Задача
Предстояло создать аналог американского софта и пересобрать логику под бизнес-процессы нашего клиента. В результате должна была получиться цифровая Фабрика идей, где все задачи можно выполнить онлайн — без бланков, физических носителей и разрозненных инструментов вроде эксель-таблиц.
Изначально заказчик попросил повторить базовый функционал иностранного ПО в более дружелюбном интерфейсе. Но в процессе мы пошли дальше и создали целую экосистему из 5 сервисов, которые закрывают разные задачи в рамках концепции производственных улучшений.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
На замену импортному софту мы создали кастомную гибкую систему, настроенную под бизнес-процессы компании. Наш сервис хорошо показал себя в работе, и по запросу заказчика на основе нашего продукта мы создали еще 4 смежных сервиса для управления улучшениями. Сейчас это масштабная бизнес-система, которая поддерживается нашей фултайм командой из разработчиков, дизайнеров, аналитиков, тестировщиков и продакта.
Структура экосистемы:
- Система управления инициативами — предложения с эффектом более 1 млн
- Фабрика идей — предложения с эффектом менее 1 млн
- Доска решения проблем — сообщения о поломках и сложностях
- Экспертные сети — пространство для сбора лучших практик и мозгоштурмов
- Мобильное приложение — инструмент для подачи идей, инициатив и проблем
Все сервисы интегрированы между собой единой базой данных и общим входом в систему. С помощью софта заказчик оцифровал намного большее количество процессов по управлению улучшениями, по сравнению с зарубежным сервисом. По словам заказчика, собственная разработка в долгосрочной перспективе обошлась ему дешевле, чем подписка на коробочное решение от вендора.
В цифровизации такой сложной отрасли как производство важно не только быть хорошим разработчиком, но и понимать процессы внутри предприятий. Особенностью этого проекта стал акцент на аналитике и выстраивании логики. Чтобы погрузиться в процессы заказчика, наша команда проходила обучения и консультировалась с отраслевыми экспертами.
Этапы создания экосистемы
Мы работаем над экосистемой уже 5 лет. Наш клиент говорит, что аппетит приходит во время еды — именно так из одного сервиса мы создали целый блок софта, покрывающего процессы в улучшении производства.
Сначала заменили импортное ПО и создали для заказчика свою гибкую систему для сбора и управления инициативами от сотрудников. Далее постепенно раскатили софт на 24 предприятия, а после обкатки MVP стали дополнять систему новыми функциями.
После приступили к разработке дополнительных сервисов в рамках концепции бережливого производства: «Фабрика идей», «Доска решения проблем», «Экспертные сети». Новые продукты разработаны на базе дизайна и платформы управления инициативами.
Обеспечили единый вход во все продукты экосистемы, а также объединенную базу данных, которая позволяет гибко управлять идеями и инициативами.
Cейчас мы продолжаем работать наш масштабированием экосистемы и разработкой новых сервисов.
3. Результаты сотрудничества
Ключевые результаты:
- 20 млрд — подтвержденный экономический эффект внедрений, предложенных в системе
- 70 тыс идей, проблем и инициатив — ежегодно регистрируется в экосистеме
- 24 предприятия — пользуются системой
- 5 сервисов — внутри экосистемы
С нашим продуктом компании удалось цифровизовать и автоматизировать процесс проверки идей. Собственная разработка с Атвинтой обошлась заказчику дешевле, чем оплата ежемесячного тарифа в американской коробке. При этом он получил кастомное гибкое решение, на 100% отвечающее его бизнес-процессам.
Представитель заказчика
Руководитель, Компания заказчика
Понравилось, что команда была готова пойти в неизвестное и устраняла все возникающие сложности. Отдельно отмечу большую вовлеченность и заинтересованность в проекте. Работая с Атвинтой, мы получили эталонный кейс импортозамещения ПО.
4. Заключение
Внутри нашего софта сотрудники предлагают сложнейшие идеи с огромными вложениями и множеством ответственных. Например, закупка нового оборудования или изменение производственной технологии. Суммарный эффект этих внедрений исчисляется миллиардами.
Предыдущее решение было неудобным для пользователей из-за интерфейса и логики. Например, финансисты не принимали эффект, рассчитанный системой, из-за непрозрачных расчетов. Были жалобы не неочевидный пользовательский путь и лишние действия.
Новая система создана полностью под процессы заказчика, поэтому внутри есть все необходимые функции и отзывчивая техподдержка, которая оперативно реагирует на обратную связь. Мы постоянно дорабатываем систему по запросу конечных пользователей и заказчика.
Клиент отмечает, что благодаря проработке дерева факторов наша система позволяет рассчитывать точный экономический эффект внедрений — а это одно из основных узких мест в концепции производственных улучшений.