Авторизация
Сброс пароля
ОТ РАДОСТИ ДО ГНЕВА: КАК SMM-АГЕНТСТВО ИЗ КУРГАНА «ЗАИМСТВОВАЛО» НАШ ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ И КОРОВУ
Заказчик: AGM
Как digital-агентство для девелоперов AGM столкнулось с плагиатом осенью 2023 года – рассказал генеральный директор AGM Евгений Волошин.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Начало, как водится, беды не предвещало. Как-то вечером наш дизайнер и арт-директор получил от старого знакомого обычное сообщение со ссылкой… на сайт нашего же агентства. Вот только выглядел сайт как-то подозрительно. Как если бы кто-то из стажёров добавил к нему пару новых страниц, причём довольно неумело. «Нагородят на коленке, а я потом правь», – подумал он, но так как позади был долгий день, отложил задачку на утро.
Дальше началось всё самое интересное. Ибо утро оказалось не мудренее, как в известной поговорке. А скорее, как у «Алисы в Зазеркалье»: всё страньше, чудесатее и любопытственнее. Внезапно обнаружилось, что сайт вообще принадлежит не нам, а некоему агентству «SMM Продвижение». То ли из Кургана, то ли из Челябинска. При этом логотип, цветовая гамма, шрифты и даже целые фрагменты текста как под копирку повторяют AGM.
«Фирменный стиль по своей сути – это не нечто монолитное, а совокупность отдельных решений, объединяющих разные объекты. Каждый из элементов может быть защищен авторским правом (логотип, шрифты, дизайн сайта), но сам по себе стиль не относится к интеллектуальной собственности. Поэтому, если компания хочет защитить себя от копирования, наиболее рабочим инструментом станет регистрация общего вида сайта или отдельных решений в качестве товарных знаков», – Вадим Нюняев, кандидат юридических наук, эксперт по интеллектуальной собственности, автор telegram-канала “Нюняев”.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
ALL GOOD MEDIA: О ЯРКО-КРАСНОМ, СКОБОЧКАХ И «ПОВЫШЕНИИ УДОЕВ»
Посмотрим, на какие именно элементы нашего бренда покусились плагиаторы.
Логотип
Концепция идентичности появилась у нас более десяти лет назад. Изначально мы использовали другой логотип из комбинации аббревиатуры AGM (All Good Media) и квадратных скобок с названием разных подразделений агентства. AGM [консалтинг], AGM [девелопмент] и т.д. В ходе ребрендинга от написания отдельных направлений отказались, но скобки оставили – как символ некоего контекста образа. Логотип символизирует результат, который мы ставим в приоритет. Подчеркивает, что результат для нас важнее формы, а в чём-то и важнее нас самих. Поэтому мы как бы остаёмся «за скобками», а внутри находится само агентство и основное действие, которое разворачивается вокруг него. Вот такая «математика» нашей жизни.
Фирменные цвета
Фирменные цвета нашего агентства – насыщенный чёрный и ярко алый. Здесь мы проявили себя довольно-таки консервативно: цветовая гамма прошла с нами все ребрендинги, и большие, и маленькие. Единственное, символизм в ней появился не сразу: изначально цвет был просто цветом без смысловой нагрузки. Сейчас нам приятно ассоциировать красный с мощью энергии и созидательным движением. Цвет очень броский, заметный и выделяющийся. В общем такой, какими и мы стремимся быть на рынке digital-рекламы.
Корова – маскот
Важным элементом идентичности для нашей команды стала корова. Это одновременно и наш маскот, и небольшая «пасхалка» для тех, кто давно знаком с агентством. Когда мы делали первый сайт компании, нам хотелось подчеркнуть, что мы не просто рекламируем бизнес, но и принимаем некое участие в том, чем занимаются наши клиенты. Девелоперам – помогаем строить дома, образовательным компаниям – учить детей и так далее. Чтобы подчеркнуть широту наших интересов, добавили сельскохозяйственный сектор. Так появились изображение коровы и надпись «Повышаем удои». Позже вектор нашей работы изменился, но слайд остался. Более того – чуть ли не несколько лет наш сайт представлял собой заглушку с коровой и контактной информацией агентства. И как бы ни менялся сайт с тех пор, корова кочевала из версии в версию. А в конце концов стала нашим символом.
Помимо сайта и страниц в социальных сетях и на интернет-ресурсах элементы фирменного стиля мы используем во всём, что связано с AGM. Это полиграфические материалы, интерьер офиса, шаблоны для деловой переписки, и многочисленный мерч компании: от карандашей и ручек до толстовок и коллекции платьев в айдентике бренда.
Текстовый контент
Тексты для нашего сайта писал арт-директор агентства Виктор Улаев – на основе брифа от команды. Хотя основной его профиль – это дизайн, тексты являются для него своеобразным хобби. Причём, пишет он в довольно-таки характерном авторском стиле. По крайней мере, люди, которые его знают – обычно угадывают авторство безошибочно.
«Авторское право распространяется не на все тексты. Например, по пп. 4 п.6 ст. 1259 ГК РФ, объектами авторского права не считаются тексты информационного характера (новости дня, программы телепередач и т.д). Чтобы доказать “охранный статус” таких сообщений суду, нужно продемонстрировать в нём признаки оригинальности и индивидуального авторского стиля, а также тот факт, что создание текста потребовало от автора творческих усилий, а не было простой механической работой», – Вадим Нюняев.
3. Результаты сотрудничества
Что плагиаторы не смогли «позаимствовать»:
- Сложную структуру сайта – у нас пользовательский путь на сайте похож на лабиринт или тетрис: страницы сменяются как по вертикали, так и по горизонтали. Сайт «SMM-Продвижения» – стандартный одностраничник с прямой структурой.
- «Фишку» с курсором – у нас курсор выполнен в виде точки, меняющей цвет.
- Выдержанный стиль во всём – на сайте «SMM-Продвижения» есть отдельный раздел «Портфолио», цветовая гамма и стиль которого резко выбиваются из общей черно-красной цветовой палитры.
«ВСЁ, ЧТО НАЖИТО НЕПОСИЛЬНЫМ ТРУДОМ…»
Новость о сайте-двойнике взорвала корпоративные чаты агентства. Мнения сотрудников разделились. Половина заняла позицию тотального игнора: «да и с ним». Половина негодовала и требовала линчевать плагиаторов. Что характерно: эмоциональнее всех реагировал сам арт-директор. Буквально ходил и вопил: «Вот она слава! Да мы теперь как «Адидас» или «Найк», которых китайцы для «Алиэкспресса» копируют – что может быть круче?!».
«Сайт является объектом авторского права как составное произведение. В целом сайты редко становятся предметом открытого копирования, так как это чревато серьёзными репутационными рисками. Однако это больше относится к крупным компаниям (или тем, кто хочет таковыми стать). Маленькие проекты, использующие простые лендинги, чаще грешат недобросовестностью. Например, копируют код сайта с помощью специальных сервисов в Интернете. Если же говорить о кейсе “AGM”, то элементы копирования у SMM-агентства, безусловно, имеются. Другое дело, что это не обязательно должно повлечь за собой недобросовестное использование репутации AGM. Всё-таки аудитория у предлагаемых услуг обычно достаточно хорошо информированная и насмотренная. Однако, на мой взгляд, здесь можно было бы ставить вопрос о нарушении права на дизайн сайта как составное произведение или использовать инструменты закона “О защите конкуренции”», – Вадим Нюняев.
Конечно, после вскрытия факта «подлога» мы провели мини-расследование и попытались выяснить, чем вообще занимаются наши плагиаторы. Судя по информации из открытых источников, digital-агентство «SMM-продвижение» работает в Кургане, Челябинске, Тюмени и Екатеринбурге.
Что характерно: своей сильной стороной компания называет «создание контента и креатив». Почему эти навыки не удалось продемонстрировать при создании собственного сайта – история умалчивает.
Стоимость услуг, если верить информации на сайте, варьируется от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей в месяц. Среди клиентов «SMM-Продвижения» локальные салоны красоты, продуктовый ритейл, общепит, студии мебели. Хотя встречаются и строительные компании, например некая ГК «Кристалл» из Екатеринбурга.
Когда эмоции улеглись, мы с командой пообщались с юристом. Впрочем, скорее в формате консультации и «работы над ошибками». Обращаться в суд и начинать эпопею с разбирательствами всё-таки не хочется. По крайней мере без острой необходимости. Пока единственной «инстанцией» стала служба поддержки Tilda, куда мы подали жалобу на сайт-двойник. Теперь ждем дальнейших действий от площадки. Как минимум, хотелось бы, чтобы администрация повлияла на плагиаторов через свои каналы. План максимум – полное закрытие сайта.
«Для начала – проконсультироваться с юристом и самим провести мини-расследование. Например, беглая проверка показала, что сайт-двойник AGM появился около года назад – очевидно, уже сильно позже оригинала. Далее совместно с юристом стоит составить претензию и направить её второй стороне. Стоит понимать, что очень часто тот, кто использует заимствованный контент – даже не догадывается об этом. Нередко ответственность лежит на недобросовестных дизайнерах, разработчиках и т.д. Из последних громких примеров – московским муниципалам пытались продать логотип в виде перевёрнутого лого Vanderbilt University (Нэшвилл, штат Теннесси). Так что при получении претензии компании часто сами устраняют нарушения и начинают разбирательства с подрядчиками, которые допустили факт плагиата. Если этого не происходит – следует обращаться в суд», – Вадим Нюняев.
4. Заключение
Самый главный «урок», который мы вынесли для себя из этой истории – это понимание тех пробелов, которые мы допустили в защите собственного контента. Из элементов фирменного стиля патентом был защищен только логотип агентства. Теперь же мы хотим депонировать в качестве интеллектуальной собственности и другие элементы фирменного стиля и уже общаемся на эту тему с юристом.
Ну и собственно произошедшее вдохновило нас написать эту статью – чтобы на собственном примере обсудить тему авторских прав в Интернете. Мы хотим ещё раз обратить внимание на эту проблему. Показать, что по большому счёту всем плевать: дизайнерам, разработчикам сайтов, копирайтерам. Зачем тратить по полгода на создание корпоративного ресурса, если можно просто взять и украсть. И это не единичный случай: люди просто не понимают, что сайт – это тоже произведение, и оно должно быть защищено.