Авторизация
Сброс пароля
Стримы для брендов: “ВКонтакте” VS YouTube. Где прямые эфиры эффективнее и результативнее?
Вхождение в кейс дня
Заказчик: Мир Кубиков
На какой из площадок стримы эффективнее и результативнее? Мы провели исследование и ответили на этот вопрос - все подробности в нашем кейсе.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
YouTube, “ВКонтакте”, Twitch, Instagram*, TikTok и “Одноклассники”. Что объединяет эти совершенно разные платформы? На самом деле, вариантов ответа здесь несколько, но сегодня мы поговорим о такой функции, как проведение стримов. Расскажем, как организовать, запустить, что учесть и, самое главное, где они эффективнее.
Стрим — это видео, которое автор транслирует аудитории в режиме реального времени. Их тематики могут быть совершенно разными, начиная от серьезных новостных роликов и заканчивая тем, как девушки молча варят пельмени на кухне (да-да, Twitch богат и таким контентом).
Наш сегодняшний разговор мы решили посвятить не развлекательным шоу-стримам от блогеров, а прямым эфирам, которые могут проводить бренды или бизнес-сообщества. Без них не обойтись — стримы “очеловечивают” бренд и показывают, что за ним стоят реальные люди. А это повышает доверие и увеличивает интерес к компании.
Изначально мы проводили стримы для наших клиентов на YouTube. Все-таки крупнее и подготовленнее площадки для видеоконтента нет. Но сейчас, в период санкций и нестабильного положения YouTube, мы советуем обратить внимание на видеохостинг от социальной сети “ВКонтакте”. Площадка готова работать со стримами и выдержит большой поток аудитории, взять в подтверждение хотя бы нашумевшую свадьбу Джигана и Оксаны Самойловой.
Чтобы не быть голословными, мы сравнили эффективность стримов во “ВКонтакте” (с сентября 2022 года мы проводим их только на этой площадке) и на YouTube (проводили регулярные трансляции до 2022 года) и готовы вынести свой вердикт.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Особенности стримов на YouTube
Чтобы запустить стрим на YouTube, нужно зайти в раздел “Творческая студия”, затем во вкладку “Прямые трансляции” и нажать на кнопку “Начать эфир”. Если прямой эфир проводится впервые, то придется подтвердить свою личность и функцию прямых трансляций, доступ к которой появится в течение 24 часов. Так что если вы запланировали пообщаться с подписчиками в режиме онлайн, позаботьтесь о том, чтобы пройти верификацию заранее.
Дальше все просто: подключите веб-камеру, микрофон, гарнитуру или другие устройства к компьютеру и проверьте их. Не забудьте составить описание, подготовить яркую цепляющую обложку и поставить стрим на таймер, чтобы как можно больше человек увидели упоминание о нем заранее.
Хотите провести трансляцию с телефона? В этом случае важно, чтобы соблюдались некоторые условия:
Не менее 50 подписчиков.
На канал за последние 90 дней не налагались ограничения на проведение трансляций.
Канал подтвержден.
За 24 часа до стрима включена функция прямых трансляций.
Кроме того, если на вашем канале менее 1000 подписчиков, трансляцию, запущенную с мобильного, покажут ограниченному числу зрителей, а доступ к ее записи по умолчанию будет открыт только вам.
Возникает вопрос: а надо ли вообще бренду организовывать стримы на YouTube и есть ли в них плюсы? Конечно, есть, вот некоторые из них:
YouTube предлагает хорошее качество видео для трансляций, также платформа обладает большим битрейтом (это количество бит, используемых для передачи/обработки данных в единицу времени).
Видеохостинг занимает ведущее место среди остальных стриминговых платформ. И даже если у вас мало подписчиков, ваша трансляция может попасться какому-нибудь любопытному зрителю, и он присоединится к вашим фолловерам.
А теперь поговорим о минусах:
Отсутствие монетизации и нестабильное положение хостинга в России.
Сервис имеет очень строгие правила, и перед стартом стрима важно ознакомиться с ними, чтобы случайно ничего не нарушить.
Стримить может не каждый.
Подробную инструкцию от YouTube по запуску прямых эфиров на русском языке можно найти здесь: https://www.youtube.com/intl/ALL_ru/howyoutubeworks/product-features/live/#overview
Особенности стримов во “ВКонтакте”
Трансляции во "ВКонтакте" не являются отдельным обособленным инструментом — они отлично встраиваются в “жизнь” вашего сообщества. Анонсы или уже завершенные стримы можно добавить на страницу профиля или группы, отправить в сообщении, опубликовать на стене, установить на внешнем сайте и так далее.
Проводить трансляцию во "ВКонтакте" можно без ограничений как через компьютер, так и через мобильные устройства.
Для трансляции через компьютер вам нужно:
1. Зайти в раздел “Видео” в вашем сообществе, нажать кнопку “Эфир” и выбрать “Веб-камера”.
2. В открывшемся окне написать название, загрузить обложку и указать категорию — она поможет алгоритмам подобрать для вас релевантную аудиторию. По желанию можно поставить галочку “Предварительный просмотр”, чтобы проверить видео и звук перед началом трансляции.
3. Нажмите “Сохранить”, а затем — “Начать трансляцию” в плеере.
Чтобы разобраться в деталях запуска стримов с компьютера, изучите правила от "ВКонтакте": https://vk.com/@authors-create-stream
Второй вариант запуска стрима — это видео с телефона (площадка поддерживает запуск как с Android, так и с iOS). Для запуска вам необходимо иметь на телефоне приложение “ВКонтакте”, в ленте новостей в приложении открыть камеру историй и выбрать режим “Прямой эфир”. Далее в окошке трансляции вам нужно изменить автора будущего эфира со своего профиля на сообщество, от имени которого будет вестись трансляция, и запустить ее. Аналогично можно запустить эфир и из вашего сообщества, а не через ленту новостей.
Формат трансляции выбирается вами: если необходима горизонтальная, то перед запуском эфира поверните телефон горизонтально, и вуаля — все готово.
Больше информации о запуске стрима с телефона можно получить здесь https://vk.com/@authors-mobile-lives
А теперь — о минусах. Их всего два — во "ВКонтакте" пока что не такая большая и активная аудитория людей, которые вовлечены в просмотр стримов, как, например, на YouTube. Однако этот момент исправляется грамотным подбором темы стрима, анонсированием видео и напоминаниями о нем. Мы для стимуляции аудитории проводим конкурс в каждом стриме бренда “Мир Кубиков”.
Второй минус — если при запуске трансляции с телефона вам кто-то позвонит, эфир прервется. К такому случаю тоже нужно быть готовым и постараться заранее продумать, как его избежать.
К плюсам относятся:
1. Легкость запуска эфиров (отсутствие ограничений по количеству подписчиков, сложностей с оформлением верификаций или ожиданием подтверждений, как на YouTube). Здесь любой автор может запускать эфиры с 0 подписчиков сразу после регистрации.
2. Не нужно дополнительное оборудование, достаточно лишь камеры ноутбука или телефона.
3. Ну и, наконец, "ВКонтакте" абсолютно точно не грозит блокировка, и платформа стабильна для работы в России.
Но не будем ругать YouTube, лучше расскажем про общие преимущества обеих площадок.
- И YouTube, и "ВКонтакте" позволяют моментально сохранять трансляции после их завершения вместе со всеми сообщениями из чата.
- Трансляция после окончания остается на канале, как обычное видео.
- Стрим может набирать просмотры даже после завершения. То есть аудитория будет смотреть его как сохраненное на канале видео.
- Запись стрима может появляться на странице рекомендованных роликов.
Пример стрима, проведенного на YouTube
Пример статистики, полученной после окончания стрима на YouTube
3. Результаты сотрудничества
Говоря о результатах стримов, мы можем сказать, что для бренда “Мир Кубиков” трансляции во "ВКонтакте" дали больший отклик аудитории и в момент запуска собрали 2 000 просмотров. При этом на YouTube среднее количество зрителей во время эфира составляло около 100 человек.
По итогам двух стримов мы получили 28 672 просмотра, 568 лайков и 1 694 комментария.
Ссылки на проведенные стримы:
Стрим в честь открытия нового магазина “Мира Кубиков” в ТРЦ “Небо”:
- Часть 1: https://vk.com/video-41308662_456245126?t=2s
- Часть 2: https://vk.com/video-41308662_456245129?t=2850h14m43s
Стрим, посвященный новинкам LEGO®: https://vk.com/video-41308662_456245286?t=54m49s
4. Заключение
Ну а вместо вывода хотим поделиться с вами лайфхаками по организации стрима.
Перед тем как запускать прямой эфир для бренда, советуем прописать его подробный план. Уделите особое внимание следующим пунктам:
Название стрима,
Дата и место проведения,
Площадка проведения,
Планируемая продолжительность,
Главная задача стрима,
Ведущий или ведущие,
Ключевая информация для ведущих,
Список продукции, которая будет показана в кадре (если планируется),
Общий тайминг, прописанный в интервале 10 минут,
Механика конкурса (если он планируется) и призы.
Так как стримы “Мира Кубиков” направлены на рассказ о продукции бренда, то мы обязательно не только прописываем общий список конструкторов, которые будут показаны в кадре, но и готовим отдельную памятку для модераторов стрима. Памятка помогает модераторам оперативно выставлять ссылки на продукцию в чат и не тратить время на поиск нужных наборов на официальном сайте бренда.
В памятке построчно прописываются названия продуктов, ссылки на них на сайте, а также помеченные UTM-ссылки для отслеживания переходов зрителей во время эфира.
С этапом подготовительных работ закончили, пора приступать к привлечению аудитории и подогреву интереса к стриму! Для этого мы тоже выполняем несколько шагов:
Ровно за неделю до старта стрима мы делаем его анонс во “ВКонтакте” и закрепляем публикацию в сообществе бренда. Затем в день старта именно в этом анонсе и начинается трансляция стрима.
Благодаря тому, что информация о стриме появляется заранее, у нас есть достаточно времени чтобы отправить пост на промо для привлечения большей аудитории. Обычно недели вполне достаточно, чтобы проинформировать всех желающих.
Также совместно с маркетингом бренда мы добавляем информацию о стриме со ссылкой на анонс в e-mail рассылки и push-уведомления в приложениях.
Далее нам остается лишь встретиться в назначенном месте в назначенное время, подготовить ведущих, установить оборудование и запустить прямой эфир с модерацией от имени сообщества.
Такие форматы внутренней работы с прямыми эфирами для брендов сэкономят время и помогут вашим коллегам в модерации и дальнейшей работе с аналитикой прямого эфира. Ну а больше интересной информации по проведению стримов и работе с социальными сетями для брендов читайте в сообществе нашего коммуникационного агентства: https://vk.com/estideapro.
* проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена