Авторизация
Сброс пароля
В 2 раза больше заказов для интернет-магазина детских товаров после интеграции с маркетплейсами
Заказчик: Олант
Страница кейса/результат: http://olant-shop.ru/
Рассказываем, как автоматизировали процесс взаимодействия интернет-магазина с маркетплейсами и какие результаты получили.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Магазин для будущих мам и малышей «Олант» обратился с запросом — автоматизировать процесс взаимодействия интернет-магазина с маркетплейсами.
До этого маркетолог вручную подключал, настраивал и выгружал товары на площадки:
— Добавлял единицы товаров в excel-файл и загружал его через личный кабинет маркетплейса.
— Вносил в таблицу данные о товаре. Один товар — 10 минут, а на каждом маркетплейсе размещается по 3000+ товаров.
— Вручную актуализировал цены и информацию об остатке товара.
— Вручную отслеживал поступающие заказы, переносил их в 1С и менял статус.
При этом у маркетплейсов жесткие условия по срокам сборки и отмене заказов поставщиком. Превышение одного из показателей влечет бан.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Этапы интеграции
Проанализировав технические возможности и принцип работы маркетплейсов, мы приступили к разработке интеграционного решения. Стоит отметить, что ввиду особенностей каждой площадки схема будет отличаться. Например, для работы с Wildberries не требуется автоматизация процесса, поэтому «Олант» успешно работает с площадкой вручную.
1. Написание ТЗ
Написали техническое задание и сделали декомпозицию объемных задач для оценки сроков.
Синхронизацию каталога разбили на подзадачи:
- описание методов API;
- функционал экспорта товарных позиций;
- функционал синхронизации данных у товаров;
- синхронизации цен и остатков.
2. Разработка
На этапе разработки мы описали методы взаимодействия с API, а также написали функционал взаимодействия между системами.
Рассмотрим на примере маркетплейса Ozon, какие работы были проведены на данном этапе:
1. Написали функционал для работы с API маркетплейса;
2. Создали классы для выборки и обработки данных из интернет-магазина для последующей отправки в маркет;
3. Создали API-сервисы для обработки запросов на новые заказы от маркета и предоставления данных ERP-системе;
4. Внедрили функционал логирования и информирования о критичных ошибка при обменах. Если произойдет сбой, мы будем знать где произошел сбой, при каких данных и быстро отреагируем;
5. Создали отчеты для сверки данных по товарным позициям в маркетплейсе и интернет магазине. Отчет представлен в 2-х вариантах: в виде отчет-таблицы для менеджеров и сверки данных в автоматическом режиме каждые 2 часа.
3. Тестирование и отладка процесса
Выкладка функционала на прод-окружение и тестирование на реальных данных. Предварительно мы залогировали максимальное количество кода, чтобы понимать, как ведет себя программа. Для этого использовали наш внутренний модуль для логирования данных.
В результате тестирования на основе данных логов и обратной связи от клиента у нас получился следующий список для доработок:
- некорректная передача данных при отрицательных остатках;
- API OZON не отдавала результат при печати маркировки с первого раза;
- некорректное SKU товара (1С может менять артикул на своей стороне);
- ошибка от API — too many requests, которая возникла с увеличением размера каталога;
- некорректная отработка загрузки изображений.
4. Развитие интеграционного решения
После отладки решения мы перешли к доработке процесса интеграции. Ниже рассказываем, что сделали на данном этапе.
1. Поменяли время вызовов узлов системы и доработали функции для удобства взаимодействия с ERP-системами.
2. Реализовали новые фичи: печать маркировки, работа с премиум-ценами, web-сервис получения трек-номера DPD ERP-системой. С увеличением размера каталога перенастроили запуск скриптов обмена.
3. Внедрили очереди выполнения и оптимизировали нагрузку, изменив фильтры выборки по дате изменения данных товара, а также разделив выгрузку на регулярную (на основе изменения товара в каталоге) и общую. Часть статичных данных перенесли на хранение в кэш. К такому решению пришли потому, что при увеличении количества товарных позиций в каталоге возникли проблемы со временем выполнения скриптов и превышением максимального количества запросов.
Технические нюансы интеграции с маркетплейсами
При разработке интеграционного решения нужно учитывать реальное количество товаров, которое будет представлено в каталоге. Например, вы тестировали код на 600 единицах, а выгрузили 6000. В результате недопустимое количество товаров в системе влечет некорректное отображение остатков и отмену заказов, что в свою очередь может вызвать санкции со стороны маркетплейса. Совет: максимально продумайте архитектуру и тестируйте код на реальном количестве товаров.
Создавайте архитектуру интеграционного решения так, чтобы было легко вносить изменения и доработки в узлы. Единую архитектура без разбивки сложно поддерживать — ошибка каком-либо месте кода ломает всю систему.
3. Результаты сотрудничества
Разработка интеграционного решения заняла 4 месяца, в проекте приняли участие 5 специалистов: 2 с нашей стороны и 3 со стороны «Олант».
В результате мы минимизировали ручной труд, реализовав функционал бесперебойного экспорта товара. Теперь достаточно пометить нужные товары в 1С и они автоматически загрузятся на маркетплейс за 3–5 минут. Взаимодействие с 2 системати одновременно больше не требуется.
До автоматизации маркетологу приходилось составлять excel-файл и загружать его на площадку через личный кабинет. Чтобы внести одну позицию в документ требовалось 10 минут, в среднем на одной площадке размещено 3500 товаров. Таким образом работа, которую один сотрудник выполнял бы в течении 2,5 месяцев (для одного маркетплейса) теперь занимает 5 минут в автоматическом режиме.
Повысили скорость обновления данных: каждые 8–10 минут в автоматическом режиме за 5 минут актуализируется информация по остаткам и ценам каталога — по 3500 товаров в среднем в каждом маркете. Работы по улучшению этих показателей продолжаются. Для сравнения — в ручном режиме на эти действия уходило 30–40 минут на один маркетплейс. Таким образом мы в 40 увеличили скорость обновление данных, освободив для маркетолога 3,5 часа рабочего времени ежедневно.
Синхронизировали заказы между маркетплейсом, 1С-Битрикс и ERP-системой. Это позволило сократить влияние человеческого фактора и минимизировать время реакции на заказ с 30 до 5–10 минут.
Анатолий Тесля
Основатель и директор по развитию, Сеть «Олант»
Благодаря автоматизации в мае наш показатель отказов составил 1,7%, почти 100% заказов собираются в срок. Текущий показатель просрочки по сборке — 0,26%.
Результат автоматизации.
Схема интеграции интернет-магазина с маркетплейсами.
Благодаря интеграции заказы быстро синхронизируются между маркетплейсом, 1С-Битрикс и ERP-системой.
4. Заключение
Продолжаем заниматься технической поддержкой интернет-магазина «Олант» и интеграций с маркетплейсами.
Исходя из 2-х летнего опыта с маркетплейсами, Анатолий Тесля выделил несколько причин, по которым не стоит начинать интеграцию.
- У вас нет собственной торговой марки. Если вы официальный дистрибьютор без собственной марки, то, скорее всего, маркетплейс выйдет на производителя и будет сотрудничать с ним напрямую. Так выгоднее для площадки.
- У вас нет склада и налаженной системы логистики. Ни одна логистическая компания не заточена под работу интернет-магазина. Розничные заказы не собираются в режиме реального времени и придется серьезно перестраивать процессы.
- У вас нет понимания того, как работает маркетплейс. Ожидание, что товары продадутся без вашего участия, не оправдается. Роль продавца — это товарная экспертиза. Вы должны понимать аналитику маркетплейса, чтобы подстроить бизнес, уменьшить количество отказов, понять, что хочет потребитель и только тогда увеличите заказы.