Авторизация
Сброс пароля
SEO-марафон: 12 лет без права передышки. Как оставаться в ТОПе 12 лет, несмотря на смены алгоритмов
Вхождение в кейс дня
Заказчик: Billiard-prof
Страница кейса/результат: https://billiard-prof.ru/
Можно ли оставаться в топе более 10 лет? Да, но это требует постоянного роста как клиента, так и агентства, постоянного поиска новых подходов и решений. Об этом наша история. А ещё о том, как мы сделали клиенту 1.13 млн визитов из поисковых систем, 887.500 из них - уникальных посетителей.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Billiard-prof.ru – наш клиент с 2011 года (почти с даты основания агентства). Это интернет-магазин товаров для бильярда, но с концепцией бутика, не массового спроса. ЦА магазина - люди, которые разбираются в бильярде. Владелец магазина искренне заинтересован в качестве работы и отвечает за каждый товар. Единственная площадка, через которую клиент осуществляет продажи, – это сайт billiard-prof.ru. Если сайт потеряет трафик, то весь бизнес клиента окажется под угрозой. Много лет сайт был в ТОПе, но постепенно стал терять позиции в поисковиках и органический трафик, значительно снизилась конверсия. Важно отметить, что сайт был сделан на CMS Мегагрупп. Клиент поставил нам задачу вернуть позиции, трафик и увеличить количество заказов из интернета.
Проблема.
В 2019 у Billiard-prof.ru началась стагнация, а потом - и откат назад, сайт стал терять позиции в органическом поиске, что видно на графике №1. То ли лузы уменьшились, то ли шары стали больше - но прежние методы перестали приносить те же результаты.
Причины снижения были не только в общем кризисе и пандемии (а товары для бильярда все-таки не являются предметами первой необходимости, хотя на них и есть стабильный спрос), но и в реально существовавших на тот момент технических проблемах сайта на CMS Мегагрупп, которая не позволяла делать “тонкие” настройки для SEO.
Привет, Captain Obvious! Чтобы оставаться лидером, нужно меняться!
Следует признать, что нашему клиенту, несмотря на очевидность решения, достаточно сложно было осознать и принять необходимость полностью обновить сайт. Мы вместе обсуждали все за и против - и в итоге убедили владельца бизнеса сделать этот серьезный шаг.
Задача:
В тот момент перед нами стояла цель - прорвать блокаду сайта в Яндексе и обеспечить рост продаж из поисковиков. Наш клиент, реальный лидер в области, очень щепетильно относящийся к качеству товаров, услуг и контента, не только продающий продукты других брендов, но и производящий свои, должен был оставаться на первых позициях.
На какие блоки мы разбили задачу:
1. В первую очередь мы должны были решить проблему технических ограничений, не позволяющих произвести “тонкие” настройки сайта под SEO. За счет этого мы ожидали улучшения позиций сайта в поисковой выдаче и увеличения органического трафика.
2. Увеличить конверсии трафика в продажи.
3. Дать клиенту возможность полнее работать с ассортиментом за счет современного функционала интернет-магазина.
График №1.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Это история про взлеты и падения в ТОПе. Наш творческий путь по SEO-поддержке сайта Billiard-prof длился целых 12 лет. На примере этого сайта мы видели, как менялось SEO, внедряли разные решения и техники и получали результат. Сменилась целая эпоха в SEO. Мы гнались за тенденциями и до поры до времени получали хорошие результаты.
Долгое время мы прекрасно держали сайт в ТОПе. Фактически, в 2010 году достаточно было наполнить сайт релевантными текстами и закупить ссылки через SAPE и Сеопульт. И этого хватало, чтобы оставаться на первых позициях. Но рынок меняется, алгоритмы и требования поисковиков - тоже. Чтобы оставаться на месте, нам с клиентом нужно было бежать быстро-быстро!
Уже в 2013 году в SEO началась эпоха подхода “Делайте сайты для людей - и будет вам счастье!”. К сожалению, мест для счастья по-прежнему было не очень много - всего 10 позиций на первой странице. Набирали важность выбор домена, качество контента, скорость загрузки, репутация ссылок и так далее. Все возможное мы отрабатывали - но нас постоянно ограничивала сама система Мегагрупп. Мы выжимали из сайта все по максимуму - но очень трудно превратить “Жигули” в “Мерседес”. Нам нужно было полностью менять начинку и движок - иначе наш сайт проигрывал конкурентам.
Чтобы сделать новый взлет, мы начали с большого SEO-аудита и исследования конкурентов. Врага надо знать в лицо, а аудит и исследование конкурентов стоит проводить при первых намеках на стагнацию и откат.
И что мы увидели?
2.1 “Делать новый сайт нельзя продвигать старый” - где правильно поставить запятую?
Основная причина того, что трафик не растет, кроется в самом движке - 1я версия CMS “Мегагруп”. Из-за технических ограничений системы ТОПы нам на тот момент не светили.
Нет, “Мегагрупп” - это прекрасная недорогая возможность сделать сайт для стартапов и новичков, но его первая версия давно устарела и не отвечала требованиям бизнеса и поисковиков. Да и наш клиент - один из лидеров отрасли, а не новичок.
Вот примеры некоторых проблем:
- В старой версии магазина не использовались человекопонятные URL, CMS не давала такой возможности. Примеры приведены на графике №2.
- У нас не было возможности добавить необходимые для интернет-магазина коммерческие блоки: просмотренные товары, подобные товары и т.д. Конкуренты на тот момент были гораздо современнее с точки зрения юзабилити их сайтов, наличия коммерческих блоков.
- Были определенные проблемы с настройкой Яндекс.Метрики на движке Мегагрупп, мы не могли использовать весь доступный функционал аналитики - это тоже не могло не сказаться на эффективности работы.
А по результатам анализа сайтов конкурентов оказалось, что Billiard-prof.ru не соответствовал современным требованиям и заметно проигрывал (график №3).
Были и другие проблемы. В итоге мы вместе с клиентом решили, что полное обновление сайта необходимо.
Конечно, это рискованный и сложный процесс для интернет-магазина, ведь сайт для него – единственное средство работы и получения прибыли. При неудачной разработке нового сайта можно уничтожить весь бизнес. Однако хорошо сделанный новый сайт, в свою очередь, дает отличный импульс для роста.
Для переноса была выбрана CMS Bitrix.
Работа над переносом сайта шла долго, почти год.
Вся техническая часть и дизайн были готовы намного раньше, но вот перенос контента занял много времени. Клиент подошел к этой задаче очень ответственно и не стал все переносить ровно так же, как оно было в предыдущей версии сайта. Все технические моменты многократно проверялись, процесс переноса был как ювелирная работа.
Огромная кропотливая работа шла на стороне клиента: тщательная подготовка изображений, переработка практически всех материалов, карточек товаров, характеристик и т.д.
Новый сайт был запущен в сентябре 2022 года.
2.2 SEO-срез через полгода после переноса сайта
Работы по SEO-продвижению сайта велись nonstop и до переноса, семантическое ядро постоянно обновлялось. Поэтому нам не составило труда определить необходимую структуру и разбивку информации по страницам для нового сайта, а предварительный анализ конкурентов дал базу для понимания того, какие коммерческие блоки и тексты необходимы на сайте.
Через полгода после переноса сайта мы сделали срез - анализ ведущих 5 конкурентов из топа, чей ассортимент максимально близко к ассортименту нашего клиента. Анализ проводился через сервер key.so.
Основные конкуренты (все они тоже существуют на рынке более 10 лет) – billiard.ru, billiard1.ru , cue.ru , www.luza.ru , www.weekend-billiard.ru.
Мы собрали семантическое ядро со всех шести сайтов, включая наш. Из всего семантического ядра Billiard-prof.ru через полгода после переноса сайта покрывает 23% топов, billiard.ru - 30%, billiard1.ru - 57%, cue.ru - 23%, www.luza.ru - 44%, www.weekend-billiard.ru - 23%. То есть, результаты вполне сравнимы, мы идем практически вровень и входим в пятерку лидеров. Это было достигнуто всего спустя 6 месяцев после переноса сайта.
Дополнительно мы сделали срез по двум главным товарным группам, которые есть в любом бильярдном магазине - бильярдные столы и кии.
По ключам, связанным со столами, мы оказываемся на 3 месте.
По ключам, связанным с киями, мы находимся на 4 месте.
Если мы в целом сравним количество ключей в топе у нас и у конкурентов, то результаты тоже радуют (график №4). Они хороши даже без учета того, что сайт был полностью перенесен всего за полгода до этого, а ведь мы планируем расти и дальше.
Игорь Устинов
Директор, Billiard-prof
За время работы с Мегагрупп мы пришли к тому, что были полностью ограничены в своих возможностях, нам уже стало неинтересно работать. Это заметили все, даже клиенты. Да, в старом модуле управления все было неплохое, простое и надежное, но у нас уже не было возможностей для развития и дальнейшего роста. А чтобы оставаться на плаву, надо постоянно расти и меняться, поэтому мы решили переехать на полноценный движок.
Обдумывали мы этот шаг долго, но в конце концов – надо так надо, это было абсолютно необходимое для дальнейшего роста действие.
Что мы видим сейчас? У нас больше возможностей. Мы ничем не ограничены, даже в перспективе. Да, действительно нужно постоянно учиться, чтобы хорошо управлять сайтом и развивать его. Да, на то, чтобы вникнуть в нюансы новой админки и нового движка, нужно время. Но когда мы разберемся – мы уже будем меньше зависеть от других, мы можем сами спокойно делать то, что нам нужно.
Стало сложнее, но интереснее. Периодически обнаруживаются радостные моменты и новые возможности – ради этого мы готовы постоянно учиться. К хорошему привыкаешь быстро.
График №2.
График №3.
График №4.
3. Результаты сотрудничества
Конечно, сразу после переноса был спад посещаемости, он был ожидаем. Но затем начался стабильный рост поискового трафика, за несколько месяцев после переноса посещаемость была восстановлена (график №5).
По результатам проверки видимости сайта с помощью сервиса “Мегаиндекс” наши показатели после переноса значительно выросли - если сравнить февраль 2022 и февраль 2023, то налицо трехкратный рост (график №5).
Улучшились поведенческие факторы и основные коммерческие показатели.
Уровень конверсии в заказ вырос в два раза.
Выросли позиции в результатах поиска.
Вот, например, на графике №6 представлены позиции по ряду основных ключей. До 2022 года видно падение, тогда как к февралю 2023 года позиции значительно улучшились.
На текущий момент можно сказать, что перенос сайта завершен успешно, продолжается скрупулезная ювелирная работа по SEO-продвижению.
Игорь Устинов
Директор, Billiard-prof.ru
Cам момент перехода мы не заметили, работа шла на прежнем уровне. А собственно спад посещаемости и заказов пошел чуть позже, когда началась индексация. Но мы были к этому готовы. Позиции были восстановлены практически сразу, уже через несколько месяцев было видно приличное улучшение, продолжаем рост. В Google мы всегда выглядели неплохо, в Яндексе подтягиваемся.
Было ли страшно? Нет, уже нет. Мы так долго работали на этот переход, что были к нему полностью готовы.
На сегодняшний день результатом мы довольны. Продолжаем непрерывную работу для развития – и Bitrix нам это позволяет. Это наш бизнес, это наша серьезная работа – но при этом нам нравится этим заниматься, это очень интересно.
Марина Филатова
Руководитель SEO-отдела, агентство iTargency
С владельцем бильярдного интернет-магазина нас связывают долгие дружественные и партнерские отношения. Поэтому принять решение по переносу сайта для увеличения трафика и конверсии было психологически сложнее, несмотря на его правильность. Но это тот случай, когда нужно идти на большой риск. Благодаря тщательной работе и взаимному доверию мы с клиентом всего за полгода после переноса сайта вернулись в ТОП-5 лидеров рынка.
График №5.
График №6.
4. Заключение
На самом деле, это не история про взлеты, падения и снова взлеты сайта в ТОПе. Это история о любви к своему делу, о взаимном уважении, о рисках и доверии, о партнерских отношениях и совместном успехе.
Если бы не искренняя любовь нашего клиента к своему делу, к бильярду - результатов бы не было. Если бы не наше стремление сделать все - результатов опять-таки не было бы.
Не будь между нами доверия - клиент не пошел бы на риск переноса сайта.
Только постоянная партнерская работа ведет к успеху.
На текущий момент у нашего клиента 1.13 млн визитов с 2011 года, при этом 887500 - уникальные посетители из поисковиков. Учитывая, что ниша очень узка, это прекрасный показатель по трафику.
Это история постоянного совместного роста и изменения.
SEO-требования меняются - приходится меняться и нам, и клиенту. Если раньше достаточно было просто написать релевантные тексты, то позже стал нужен качественный контент от авторов, грамотных и хорошо разбирающихся в теме. Сейчас начинается новый виток машинных текстов - ИИ. Конечно, это будут совсем не те тексты, что в начале 2010-х, но, возможно, и нам с billiard-prof нужны будут они?
В любом случае, SEO - это не принятие решения и его выполнение. Это постоянный поиск, внедрение, оценка, корректировка. Это постоянный рост и изменения, тестирование и развитие.
Растут требования к значимости личного бренда и экспертности - Billiard-prof с этим отлично справится. У нашего клиента хороший узнаваемый сайт, отличный качественный контент (как текстовый, так и визуальный), наработанная репутация в своей сфере.
К каждому бизнесу и сайту нужен индивидуальных подход. В ближайшем будущем SEO станет сложнее, выйдет за пределы поисковых систем. Спрос на хороших специалистов в области будет только расти - но даже самый распрекрасный специалист ничего не сможет сделать без партнерского доверия и ответственного заказчика, серьезно и с любовью относящегося к своему делу.