Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Как настроить разметку для продуктовой аналитики на ecommerce-сайте — на примере опыта с Decathlon

04 апреля ‘23

Заказчик: Decathlon

Все больше компаний делают упор на онлайн-продажи, и в борьбе за внимание потребителя выигрывает тот, кто умеет собирать данные и работать с ними. На примере Decathlon расскажем, почему разметка сайта — основа для развития продуктовой аналитики в компании.

Агентство-исполнитель кейса

АЭРО

eCommerce-агентство Aero занимается развитием крупного бизнеса в цифровых каналах продаж. С 2006 года мы формируем стратегии, проектируем покупательский опыт, технологическую архитектуру и внедряем специфичные для e-com IT-решения. Наша цель — делать жизнь миллионов покупателей лучше.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

Как продуктовая аналитика помогает бизнесу? Посмотрим на ситуацию глазами пользователя.

Денис хочет научиться кататься на сноуборде. Он посмотрел видеосоветы в интернете, пообщался с опытными друзьями, почитал отзывы о разных фирмах и решил посмотреть варианты досок в интернет-магазине Decathlon.

На окончательное решение Дениса о покупке именно в этом магазине повлияет много факторов.

Например:

  • есть ли на сайте доска, которая ему изначально понравилась;
  • подходит ли ему цена;
  • удобно ли искать товары на сайте;
  • не слишком ли много полей в форме заказа;
  • быстро ли грузится сайт;
  • хорошее ли качество у фотографий, понятно ли написан текст, все ли характеристики указаны.

Влияние какого-то одного фактора может быть небольшим. Например, характеристики можно подсмотреть и в другом месте, если остальное устраивает. Но всё вместе — важно.

Если большинство факторов совпадут, Денис купит сноуборд в Decathlon. А также ботинки, крепления, шлем, рюкзак и термос. Вклад в покупку Дениса внесут многие специалисты: маркетологи, контент-менеджеры, разработчики, тестировщики и другие.

Когда на пути к заказу что-то идет не так, им важно понимать, что именно и как это исправить. В этом помогает продуктовая аналитика.

Она изучает взаимодействие пользователя с продуктом — от знакомства до приобретения.

Например, аналитики могут увидеть нерелевантные товары в выдаче, а также обратить внимание, что большинство пользователей уходят с сайта на стадии заполнения формы с 15 полями. На основе этих данных дорабатывают фильтр поиска, сокращают форму. Количество заказов в интернет-магазине увеличивается (среди них и заказ Дениса).

В основе аналитики — пользовательские, маркетинговые и финансовые метрики. Отслеживая их, можно влиять на продажи, корректировать стратегию, сокращать издержки и многое другое.

Глобальная задача — развитие продукта на основе данных. Для того, чтобы это сделать, необходимо:

1. Увидеть, как пользователи взаимодействуют с продуктом.

Чем проще покупателю соприкоснуться с продуктом, составить о нем свое впечатление, узнать его со всех возможных сторон, тем проще ему принять решение о покупке. Команда продакт-менеджеров может изменять продукт на основе своих гипотез, которые могут быть субъективны и нерепрезентативны. Но лучше принимать решения на основе анализа поведения пользователей.

2. Адаптировать продукт под потребности пользователей.

Например, по карте скроллинга сайта видно, что пользователь что-то ищет на странице конкретного товара, повторно прокручивая ее, и в конце концов отказывается от покупки. Эти данные передаются UX-исследователям, и в результате глубинного интервью выясняется, что пользователям не хватает информации о том, для какого уровня подготовки этот товар: для новичка или профи. Решением может стать возможность фильтра в поиске или пометка в каждом товаре.

Благодаря развитию продукта бизнес может влиять на продажи:

1. Повышая конверсию в покупку.

Удержать заинтересованного пользователя сайта проще и дешевле, чем привлечь нового. Например, если получить данные о страницах выхода, можно доработать их — добавить блоки товарных рекомендаций, которые будут привлекать внимание пользователя и лучше конвертировать его.

2. Увеличивая лояльность аудитории.

Это произойдет, если продукт будет соответствовать ожиданиям или превосходить их. Для этого есть разные механики: опросы и глубинные интервью, A/Б-тестирование. Часть из них лежит в зоне ответственности аналитиков. Например, они обнаружили, что пользователи стали чаще отказываться от покупки товаров на последнем этапе воронки и связали это с изменением условий доставки за город. Решение — добавить возможность выбора транспортной компании при оформлении заказа, предварительно просчитав затраты.

На всех этапах работы специалисты опираются на данные, полученные от разметки сайта. Это — самый базовый инструмент, благодаря которому только и возможна качественная аналитика и решения, принятые на ее основе. Чем подробнее сделана разметка, тем больше информации можно анализировать и тем достовернее получается результат.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

При разработке структуры событий мы опирались, во-первых, на существующие бизнес-процессы в Decathlon, во-вторых — на собственные бенчмарки и знание рынка ecommerce. Было важно создать систему, удобную не только для аналитиков, но и для большого числа других специалистов, которые работают с данными в системах Google Analytics и Яндекс Метрика. В Decathlon это делали маркетологи, продакт-менеджеры и мерчендайзеры.

Условно проект можно разделить на три этапа.

Этап 1. Построение структуры событий

Это документ, где указано, какие события находятся на той или иной странице сайта. Самое важное здесь — не упустить ни одной значимой кнопки и сделать событиям понятный нейминг.

В Google Analytics используется трехуровневая вложенность названий событий. Уровни: категория, действие и ярлык.

Например, на странице сайта есть кнопка «Купить в один клик» желтого цвета, а есть — «Добавить в корзину» красного цвета. Если пользователь кликает на обе кнопки, то, согласно классическому подходу, к разметке в GA это событие отобразится как «button — click — add/buy». То есть первые два уровня названия совпадут — это может ввести в заблуждение. Не аналитика, конечно, но других сотрудников компании, которые работают с GA, вполне.

Мы решили, что на первом уровне категории будет указываться страница сайта. Структура разметки стала такой:

  • Категория: раздел сайта.
  • Действие: клик по кнопке, отправка формы, показ, наведение мышки на поле.
  • Ярлык: уточнение (если на странице есть несколько кнопок, они запишутся в систему как разные события).

В Google Analytics 360 фиксируются все действия, совершаемые пользователями сайта. Акцент сделали на расширенной электронной торговле, то есть на элементах, напрямую влияющих на продажу — добавление товара в корзину, заказы, просмотры товаров. Также для удобства сотрудников в действия товаров добавили дополнительные параметры: идентификатор и категорию. Это позволило анализировать данные, не привязанные к URL — например, количество отзывов или фотографий в карточке товара, и их связь с числом заказов.

Этап 2. Создание технического задания для разработчиков

Разметка — это интеграция в код сайта специального скрипта, который передает данные в систему аналитики. Мы проводили этот этап параллельно с первым для оптимизации процесса. Вставляли скрипт элемента на сайте, давали ему название по структуре «категория — действие — ярлык», после чего самописная формула в Google Spreadsheets автоматически формировала ТЗ для разработчиков.

Аналитику пришлось адаптировать под сложную фронтенд-разработку — нужно было учитывать особенности фреймворка React. Например, чтобы учитывались разные просмотры страниц и корректно соотносились с действиями пользователей, недостаточно было просто установить код аналитики. В рамках счетчика мы сделали дополнительные настройки и спроектировали data layer — промежуточный слой в Google Tag Manager, через который проходят данные, прежде чем попадут в систему аналитики.

Google Tag Manager — это система управления для обновления фрагментов кода отслеживания. Ее можно сравнить с контейнером, в который можно добавлять скрипты сторонних приложений и настраивать условия их работы. Например, пиксель VK, интегрированный на сайт, собирает больше информации о пользователе в двух системах (и в VK, и на сайте Decathlon), благодаря чему может делать более релевантные предложения на обоих сайтах. У компании может быть множество интегрированных сервисов — рекламных, аналитических и прочих — и чтобы не добавлять напрямую каждый новый источник, изменяя код, используется уровень данных, благодаря которому аналитики с помощью менеджера тегов настраивают передачу данных с сайта во все необходимые системы.

Этап 3. Тестовый запуск

После того как фронтенд-разработчик выполнил всё по ТЗ, наступает время самой кропотливой работы — проверки корректности работы кода. Важно соотнести техническое задание с тем, что реально отправляется в систему аналитики: понять, всё ли учитывается, нет ли ошибок, перепутанной разметки. Для этого вручную прокликивают все цели и пользовательские сценарии, а затем оценивают в GTM корректность записанных данных. При этом тестовые клики не передаются в счетчики систем аналитики — сначала «до идеала» доводится data layer в менеджере тегов, а затем подключается отправка.

3. Результаты сотрудничества

Мы сделали полную разметку нового сайта с 560 событиями для сбора всей доступной информации. В распоряжении сотрудников Decathlon сейчас есть все нужные знания: о том, как люди взаимодействуют с поиском, кликают по подсказкам, что делают с результатами поиска, как переходят в категорию товаров, взаимодействуют с фильтрами, сколько страниц каталога просматривают и многое другое.

4. Заключение

У разметки есть и другие способы применения — например, события можно использовать в качестве триггеров. Система фиксирует факт, что пользователь нажал кнопку «добавить в корзину», но дальше активность обрывается — данные с сайта передаются в систему автоматизации email-маркетинга и активируется почтовая цепочка, которая напоминает пользователю про забытый заказ на сайте.

Агентство-исполнитель кейса

АЭРО

eCommerce-агентство Aero занимается развитием крупного бизнеса в цифровых каналах продаж. С 2006 года мы формируем стратегии, проектируем покупательский опыт, технологическую архитектуру и внедряем специфичные для e-com IT-решения. Наша цель — делать жизнь миллионов покупателей лучше.