Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации
Digital-кейс дня

Мобильное приложение «Финуслуги»

Вхождение в кейс дня

11 января ‘23

Заказчик: ПАО «Финуслуги»
Страница кейса/результат: https://www.agima.ru/projects/finuslugi/

Вместе с ПАО «Московская биржа» разработали первый мобильный финансовый маркетплейс в России

Агентство-исполнитель кейса

AGIMA

Интегратор digital-решений. Компания AGIMA основана в 2005 году и предоставляет услуги по разработке сайтов, мобильных приложений, аналитике и ML.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

«Финуслуги» — маркетплейс, который делает банковские и страховые услуги доступнее для жителей России. Был разработан в 2020 году ПАО «Московская биржа», крупнейшим биржевым холдингом в России. А инициировал его создание Банк России. В 2021 году AGIMA присоединилась к команде «Финуслуг», чтобы вместе создать сервисное мобильное приложение.

Удобство его в том, что человек в любой точке страны может сравнить предложения разных банков или страховых компаний и выбрать самое выгодное. Чтобы открыть вклад или получить кредит, почти всегда требуется личное присутствие. Но не у всех банков есть офисы в каждом городе.

«Финуслуги» снимают эту проблему. У пользователя приложения выбор намного шире. И решить любой финансовый вопрос можно через свой смартфон.

Цели

  • Разработать нативные приложения на iOS и Android.
  • Выпустить первую версию приложения в сжатые сроки.
  • Стать каналом привлечения новых клиентов.
  • Дать текущим клиентам удобный инструмент управления финансовыми продуктами.

В будущем приложение станет супераппом. С его помощью можно будет решать любые финансовые вопросы. Поэтому первый этап подразумевал не только запуск первой версии продукта, но и тщательную проработку архитектуры и структуры под будущие возможности приложения.

Елена Дегтева

Начальник управления развития мобильных и интернет-сервисов, ПАО «Московская биржа»

Нам важно быть там, где удобно пользователю. У каждого из нас есть мобильный телефон. И мы постоянно с ним взаимодействуем, решаем повседневные задачи. Поэтому мы решили реализовать все возможности маркетплейса «Финуслуги» в мобильном приложении. Чтобы быть ближе к пользователям, чтобы сделать решение финансовых вопросов еще удобнее. Приложение становится частью рабочего стола клиента, мы всегда можем ему напомнить о себе через push-уведомления, всегда можем быть на связи. Для инновационного маркетплейса «Финуслуги» создание приложения является важным проектом.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

С первого дня работы над проектом до запуска MVP прошло полгода. За это время мы вместе с командой «Финуслуг»:

  • Разработали архитектуру супераппа.
  • Предусмотрели систему безопасности.
  • Продумали дизайн-концепцию.
  • Провели исследования рынка.
  • Построили продуктовую стратегию.
  • Внедрили первые фичи.

В марте 2022 года мы выложили приложение в сторы. Уже за первые 2 месяца его установило более 18 тысяч человек.

Личный кабинет

В личном кабинете «Финуслуг» 3 основных раздела:

  • Страхование.
  • Накопления.
  • Кредиты.

В веб-версии маркетплейса пользователи сравнивают условия в разных банках и страховых компаниях, а затем выбирают самые выгодные. Оформить всё можно онлайн. В текущей версии пользователь уже может оформить вклад, страховку или кредит не выходя из приложения. Следующий шаг развития — облигации.

Страхование

В приложении легко оформить полис ОСАГО. Весь процесс занимает 3 минуты. После этого пользователь получает предложения от 15 страховых компаний и выбирает самые выгодные из них. Еще он может прикрепить полис, который ранее покупал на «Финуслугах».

Накопления

Через «Финуслуги» пользователи могут выбирать вклады в более чем 15 банках и открыть вклад онлайн прямо в приложении. Условия будут выгоднее, а сама операция не требует личного присутствия в офисе. Количество банков-партнеров растет каждый месяц.

Аналитика

Аналитики AGIMA помогали в разработке концепции приложения. Мы провели большую исследовательскую работу:

  • Собирали ожидания пользователей.
  • Тестировали первоначальную концепцию на аудитории.
  • Провели 6 итераций глубинных интервью, по 10–12 респондентов в каждой.

Работа над приложением совпала с ребрендингом «Финуслуг». Решать эту задачу пришлось не только дизайнерам AGIMA, но и команде разработки.

Разработка

Перед командой разработки стояла задача сделать надежное и быстро работающее приложение за короткий срок. Закрыть эти потребности с надлежащим качеством могли только нативные приложения. Поэтому выбор пал на них.

Преимущества:

  • Сроком разработки можно было управлять, увеличивая количество людей в команде.
  • Нативные приложения надежнее кроссплатформенных.
  • Нативные приложения открывают больше возможностей для супераппа.

Стек

Backend приложения написан на Java и Spring Boot. Асинхронное взаимодействие происходит через Kafka. Такой стек — отраслевой стандарт. Большим компаниям он помогает справляться с большими нагрузками, а еще подходит для горизонтального масштабирования и для DevOps.

Для Frontend-части команда выбрала самый современный стек: на iOS — Swift UI, на Android — Jetpack Compose.

Всеволод Рымарь

Руководитель направления проектирования и дизайна интерфейсов, Финуслуги

Требования к AGIMA сразу были высокие. Мы искали не просто разработчиков, которые работают в вакууме. Мы искали продуктовую команду. Команду, которая умеет инкрементально работать с продуктом, понимает, почему важен продуктовый подход, как его запускать и поддерживать — это высокая планка. Ориентировались мы, конечно, на наши внутренние, уже сработанные команды и ожидали аналогичного результата. И то, что мы в итоге продолжаем работать с AGIMA — это отличный показатель.

Мадина Абаева

Product Manager, «Финуслуги»

В целом история с маркетплейсом финансовых услуг достаточно нова. На рынке нет прямых конкурентов. Поэтому при разработке дизайна у нас был челлендж: мы пытались найти себя с точки зрения UI и проектирования. Кто мы в большей степени — банк или агрегатор? В первую очередь мы смотрим референсы банков, потому что мы всё-таки финансовое приложение. Но и от них в UI пытались дистанцироваться.

3. Результаты сотрудничества

Архитектура

Нам было важно сделать безопасное и быстрое приложение, ориентированное на горизонтальное развитие. Поэтому вопросам структуры уделялось много внимания. На проекте работал Solution-архитектор, а еще гильдия архитекторов, которая решала вопросы взаимодействия с другими системами маркетплейса.

Все важнейшие решения обсуждали и принимали коллегиально.

В итоге команда разработала устойчивую архитектуру из 2 слоев:

  • Первый слой — BFF. Он обеспечивает взаимодействие приложений с бизнес-логикой и упрощает взаимодействие Backend и Frontend. Этот слой — точка входа API.
  • Платформенные сервисы, которые отвечают за реализацию бизнес-логики, авторизацию, хранение данных, транзакции.

Тестирование

Безопасность — приоритет любого финансового приложения. Чтобы обеспечить ее, мы уделили особое внимание тестированию. Для этого запускали приложение на «моках» (mocks).

Мок — это альтернативный сервис, который позволяет проводить проверку не на реальных данных, а на похожих. Благодаря этому мы не тратили деньги на покупку полисов, но знали о поведении «Финуслуг» всё.

Сначала мы поддерживали моки на FastAPI — это было быстрое решение. Но затем ушли к WireMock.

Команда

Над «Финуслугами» работают на двух уровнях:

Две команды разработки.

  • «Шапка» продукта.
  • Первые отвечают за Delivery, вторые — за Discovery.

В «шапке» продукта Product-менеджер, Delivery-менеджер, дизайнеры, Product-owner, CJM-исследователь. Они помогают разрабатывать гипотезы и отвечают за развитие приложения.

Команда работает по Scrum с 2-недельными спринтами. Мы используем все основные практики:

  • Планирование.
  • Дейли.
  • Рефайнмент бэклога.
  • Демо спринта.
  • Ретроспективы.

На каждом груминге команда играет в Scrum-покер. Это позволяет точнее оценивать задачи и прогнозировать скорость разработки. Удобный инструмент, когда для запуска продукта используются гибкие методологии.

Иван Антипин

CTO, AGIMA

Когда мы начинали разрабатывать приложение, мы не знали, каким будет фирменный стиль. Цвета приложения были непонятны. Чтобы минимизировать риск накопления технического долга в плане оформления и верстки, в архитектуру заложили концепцию централизованного управления цветами на уровне кода. Приложение много раз перекрашивали, было несколько версий. В итоге оно было изменено под фирменный стиль, который появился гораздо позже, чем первые сборки.

Алексей Киров

Лидер разработки продукта, «Финуслуги»

Мы смотрели вперед на несколько лет. Понимали, что через год эти технологии будут мейнстримом. Поэтому хотели писать на таком стеке, который сможет и через год-два привлекать хороших разработчиков к нам в команду. Конечно, были риски, мы их понимали. Были ограничения по поддерживаемым версиям операционки на мобильных устройствах, например. Но нам было важно сделать технологичный продукт, который морально не устареет в среднесрочной перспективе.

4. Заключение

Результаты

В сжатые сроки мы изучили потенциальную аудиторию приложения, разработали дизайн, продумали архитектуру и выпустили первые фичи. От старта проекта до запуска MVP прошло полгода.

Через 4 месяца после появления «Финуслуг» в сторах:

  • его скачали более 58 тысяч раз;
  • в нем зарегистрировалось по номеру телефона 35,9 тысяч пользователей (без учета Госуслуг);
  • мы зафиксировали 426 тысяч активных сессий.

Всё это с минимальной функциональностью и без масштабных рекламных кампаний.

Агентство-исполнитель кейса

AGIMA

Интегратор digital-решений. Компания AGIMA основана в 2005 году и предоставляет услуги по разработке сайтов, мобильных приложений, аналитике и ML.