Авторизация
Сброс пароля
Эффективные аналитика и взаимодействие с пользователями в мобильном приложении «Национальная лотерея»
Заказчик: ООО «Спортивные лотереи»
Страница кейса/результат: https://apps.apple.com/ru/app/%d0%bd%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%be%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%8f-%d0%be%d0%bd%d0%bb%d0%b0%d0%b9%d0%bd/id1593220455, https://play.google.com/store/apps/details?id=com.nationaloto.loto.lotto&hl=ru&gl=us
Разработка мобильного приложения, через которое можно узнавать результаты розыгрышей, покупать лотерейные билеты, отслеживать выигрыши, пополнять баланс и снимать денежные средства.
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
До момента разработки мобильного приложения приобрести билеты можно было на официальном сайте бренда, а также через партнерские точки продаж, среди которых Почта России, а отслеживать результаты розыгрышей — только на сайте.
Для удобства участников розыгрышей оператор лотерей решил разработать мобильное приложение для iOS и Android.
Цели мобильного приложения:
— возможность оперативно узнавать результаты розыгрышей
— купить лотерейный билет
— отслеживать свои билеты и выигрыши в личном кабинете
— оперативно пополнять баланс и снимать средства
Кроме того, необходимо было разработать и внедрить эффективную систему мониторинга и аналитики пользовательского поведения.
Мобильное приложение должно сделать участие в розыгрышах «Национальной лотереи» более удобным и доступным для пользователей, увеличить количество покупателей, привлечь более молодую и продвинутую аудиторию.
Андрей Журавлев
iOS-разработчик, Globus IT
«Разработка мобильного приложения для лотерей — довольно сложный проект. В нем важно учитывать очень много нюансов.
Прежде всего нужно изучить юридические ограничения в App Store. Гайдлайн в разделе “Азартные игры” прописан очень подробно. Приложение должно полностью ему соответствовать.
Это повлияет также и на составление ТЗ, поскольку юридические ограничения влияют на механику и логику игр.
Ну и, конечно, код должен быть написан качественно, без копипаста и “макаронного” кода. Но это требование можно отнести к любой разработке!»
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
В процессе разработки были внедрены следующие интеграции и функции, полезные для пользователей и самого оператора.
Для удобства пользователей
Платежные системы:
1) Оплата картой
2) Оплата через SberPay
3) Оплата через СБП
4) Оплата через личный виртуальный кошелек пользователя. На него зачисляются выигрыши, с него можно снимать деньги на банковскую карту
Возможна частичная оплата через кошелек по схемам «кошелек + карта», «кошелек + SberPay».
Google Maps отображают карту с точками продаж бумажных билетов, а также карту с салонами «Связной» для идентификации.
Интеграция с сервисом DaData.
DaData позволяет создавать подсказки при заполнении формы на сайте: при вводе адреса, ФИО, организации и банковских реквизитов. Кроме того, есть возможность автоматической проверки и исправления контактных данных (ФИО, адресов, телефонов, имейлов, паспортов).
Подсказки помогают пользователю приложения быстро ввести корректные данные. Подсказывают ФИО, имейлы, почтовые адреса, реквизиты компаний и банков по ходу ввода.
Стандартизация автоматически обрабатывает данные:
— исправляет опечатки, транслитерирует и проставляет пол в ФИО;
— склоняет ФИО (кого? кому? кем?);
— приведет адреса к формату ФИАС, определит округ и район города, геокоординаты, метро, площадь и стоимость квартиры;
— определяет корректный индекс по данным Почты России;
— определяет коды КЛАДР, ФИАС, ОКАТО, ОКТМО и ИФНС;
— нормализует телефоны, актуализирует DEF-коды, проставляет регионы и часовые пояса;
— проверяет корректность имейл-адресов перед рассылкой;
— проверяет серию и номер паспорта через ФМС;
— определяет марку и модель автомобиля.
Способы идентификации пользователей
Идентификация пользователей для предоставления сведений, что он является совершеннолетним гражданином РФ, имеющим право на участие в азартных играх. Это необходимо для того, чтобы была возможность снимать выигранные деньги с кошелька. «Национальная лотерея» принимает следующие виды идентификации:
— через ЦУПИС (Центр учета переводов интерактивных ставок);
— через Tinkoff ID;
— через салоны «Связной»;
— через ФНС/ПФР, предоставив СНИЛС или ИНН (и паспортные данные в т. ч.);
— через Госуслуги.
Для оперативного взаимодействия с пользователями
Push-уведомления — это сообщения, всплывающие на экране мобильного устройства.
Для аналитики и сбора данных для оптимизации работы приложения, совершенствования сервиса и расширения спектра услуг, которые необходимы участникам лотерей.
Интеграция с AppMetrica (Яндекс). AppMetrica — это набор библиотек для сбора статистики использования приложения, для создания и ведения push-кампаний и сбора статистики по ним. Собранные данные можно просматривать в веб-интерфейсе AppMetrica.
AppMetrica включает в себя следующие библиотеки:
—AppMetrica SDK — позволяет получать статистическую информацию о приложении и его пользователях. Например, информацию о сессиях, количестве пользователей, установивших приложение, источниках их переходов на страницу скачивания приложения и другое.
—AppMetrica Push SDK — позволяет работать с push-уведомлениями и отслеживать ход push-кампании.
Интеграция с MyTracker. Это система аналитики и атрибуции для мобильных приложений и сайтов, которая содержит в себе набор бесплатных инструментов: атрибуцию, продуктовые метрики, предиктивную аналитику и защиту от фрода (мошеннических операций).
UX Rocket — система поведенческой аналитики и тестирования гипотез, аналог Google Analytics, АВ tasty и Dynamic Yield, сервис для анализа и непрерывного повышения конверсии в воронке.
Возможности системы:
— Сбор данных о поведении посетителя на сайте
— Построение воронки продаж для выявления точек роста
— Персонализация контента сайта
— A/B- и MVT-тестирование
— Интерактивная коммуникация с посетителем на сайте
— Управление кампаниями
AppsFlyer — сервис мобильной атрибуции, позволяющий изучать эффективность канала привлечения аудитории, в том числе и в офлайне.
Платформа позволяет анализировать эффективность рекламы в интернете и по телевидению. Функция умной ссылки, персонализирующая контент для каждого клиента, будет полезна владельцам интернет-магазинов. Возможность оплаты за количество просчитанных конверсий без фиксированной абонентской платы будет удобна небольшим компаниям.
AppsFlyer атрибутирует каждую установку приложения и исследует, из какого маркетингового канала пришел пользователь. Если это была рекламная кампания, то инструмент подсчитывает стоимость нового клиента и определяет ROI. Помимо онлайновых источников, отслеживается и реклама по ТВ. Статистика доступна также для определения успешности повторного вовлечения посетителя. В сервисе можно назначать события для мониторинга — как ведут пользователи внутри приложения. Доступен трекинг доходности баннеров и контекстных объявлений внутри программы. С помощью инструмента можно получить информацию о пользователях, удаливших приложение, — откуда они пришли и какие действия за время жизненного цикла совершали.
3. Результаты сотрудничества
Приложение сделало приобретение билетов и отслеживание розыгрышей более удобными, что, в свою очередь, привлекло новых пользователей.
— Наблюдается кратный рост пользователей мобильного приложения: если в сентябре 2022 года было 50 тысяч человек, то в октябре уже более 200 тысяч.
— Заказчик ожидает MAU (количество активных пользователей) приложения к концу 2022 года более 0,5 млн человек.
— Если в августе доля мобильного приложения в онлайн-продажах составляла порядка 10%, то по данным на ноябрь 2022 года уже превышает 50%.
— Конверсия в покупки из зарегистрированных более 60%.
— ARPU (средний доход на одного пользователя) в приложении почти в полтора раза превышает сайт и почти на порядок выше, чем в офлайне.
Дмитрий Чудинов
заместитель генерального директора по информационным технологиям, «Национальная лотерея»
«Приложение было разработано в кратчайшие сроки благодаря гибкому и эффективном взаимодействию участников команды проекта. Мы работаем в сфере, которая требует постоянного обновления и стремительного развития. Сотрудничество с Globus IT позволило обеспечить необходимую эффективность и те темпы движения вперед, которые задает нам рынок».
4. Заключение
Первый открытый релиз (MVP 1) стал доступен пользователям в начале 2022 года. В дальнейшем приложение постоянно обновлялось, в него еженедельно добавлялись новые функции и возможности.