Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Импортозамещение в действии: как мы запустили отечественный аналог IBM Integration Bus для Государственного фонда России

15 июня ‘22

Заказчик: Государственный фонд РФ

Разработка, внедрение и поддержка компонента взаимодействия со СМЭВ для ПУВ ПФР с целью организации межведомственного взаимодействия и обеспечения работы с Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) в части приема заявлений и отправки статусов оказания услуг.

Агентство-исполнитель кейса

RNDSOFT

Занимаемся исследованием и разработкой программного обеспечения: мобильных приложений, порталов, сервисов, стартапов. Являемся лидером по подключению компаний к ЕСИА и СМЭВ. Имеем собственную линейку программных продуктов для FinTech.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

Компания "Организационно-технологические решения 2000" (ОТР) разработала информационные системы ПУВ и ПУВ ЕГИССО для Государственного фонда РФ. Им нужно было найти субподрядчика, который мог бы организовать работу этих информационных систем со СМЭВ для получения заявлений граждан с портала государственных услуг и отправки запросов на получение сведений в рамках оказания услуг.

Требовалось разработать компонент, обладающий следующими свойствами:

  • событийно-ориентированная архитектура (англ. event-driven architecture);
  • асинхронность;
  • отказоустойчивость;
  • согласованность в конечном счёте (англ. eventual consistency);
  • гарантия ответа (запрашивающей стороне будет возвращен ответ в случае успеха либо ошибка);
  • терпимость к временным отказам частей и сервисов;
  • надежная доставка (англ. reliable delivery);
  • модульность.

После внедрения решения компания-субподрядчик должна была сопровождать компонент, масштабировать при необходимости, добавлять сервисы к новым видам сведений Системы межведомственного электронного взаимодействия.

Исполнителем выбрали команду RNDSOFT. На старте поставили задачу: после объявления Президентом новых мер социальной поддержки населения нужно было реализовать в Государственном фонде РФ главный принцип работы ЕПГУ – оказание услуги в одном окне.

Гражданин заполняет форму на портале госуслуг, а дальше принятие решения об оказании услуги или отказе должно происходить без дополнительных действий с его стороны. Заявление попадает в компонент, который запрашивает сведения из государственных ведомств, например, МВД, ФНС или Роструда, а затем возвращает данные в центр принятия решения.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Мы начали работу над проектом с анализа инфраструктуры Заказчика. Оценили требуемые к взаимодействию посредством СМЭВ виды сведений, объем передаваемой информации, рассчитали мощности для размещения компонента "Агредатор".

Ключевыми частями и технологиями системы стали:

  • контейнеры docker;
  • брокер сообщений RabbitMQ;
  • SQL база данных PostgreSQL;
  • NoSQL база данных Redis;
  • система для поддержания и обнаружения сервисов и распределенное хранилище ключ-значение Consul;
  • мониторинг и логирование ELK;
  • система мониторинга Prometheus.

Основными языками реализации выбрали Ruby и Go для функциональных сервисов и Ruby on Rails для административных панелей.

Для обеспечения электронного взаимодействия мы разработали сервисы для интеграции со СМЭВ, запрашивающие различные виды сведений.

После разработали сервис otr-gate для интеграции с ПУВ ЕГИССО через Kafka. Все разработки велись в сжатые сроки, на носу был ввод новых мер соцподдержки населения, до которого нужно было запустить все процессы.

Для разделения заявлений и межведомственных запросов в июле 2021 года мы развернули новый экземпляр компонента "Агредатор", работающий только по заявлениям.

При планировании увеличения объема передаваемой информации в рамках ввода новых мер соцподдержки брокер сообщений RabbitMQ переведен в кластерный режим из трех машин.

Постепенно мы расширяли перечень показателей мониторинга для оперативного анализа и устранения недостатков.

Перед вводом новой меры соцподдержки с 1 мая 2022 года мы развернули второй экземпляр компонента "Агредатор" для работы с межведомственными запросами. Это в разы увеличило скорость отправки запросов и получения ответов без скопления очередей в СМЭВ.

По требованиям Заказчика разрабатывались новые сервисы для работы с видами сведений СМЭВ различных ведомств, например Роструда, МЧС, ФНС, а также сервисов для приема заявлений по новым мерам.

При увеличении нагрузки мы масштабировали сервисы приема и отправки сведений.

К 1 мая 2022 года нам удалось увеличить мощности в 3 раза по сравнению с первоначальными.

3. Результаты сотрудничества

Мы разместили в Государственном фонде РФ компонент "Агредатор". Он стабильно функционирует, выполняя прием заявлений с ЕПГУ и отправку статусов оказания услуг в личный кабинет гражданина на портале.

"Агредатор" осуществляет гарантированную доставку запросов и получение ответов через СМЭВ к сервисам и видам сведений сторонних ведомств, таких как ФНС, МВД, Росреестр, МЧС, Роструд и др. Ежедневно осуществляется мониторинг работоспособности всех частей компонента "Агредатор" в удобном графическом интерфейсе. Это позволяет оперативно выявить недостатки и устранить их.

4. Заключение

По поручению Президента России Владимира Путина созданы новые меры социальной поддержки граждан: выплаты беременным женщинам, выплаты семьям, имеющим детей от 3 до 7 лет, и семьям, имеющим детей от 8 до 17 лет. Выплаты по данным мерам находятся на контроле у Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина.

С 1 июля 2021 года на портале государственных услуг размещены и активно используются гражданами социально-значимые услуги для получения пособий. Они попадают в информационную систему Государственного фонда РФ через компонент "Агредатор".

20 сервисов, число которых постоянно растет по мере требования Заказчика, позволяют отправлять запросы в ведомственные информационные системы посредством СМЭВ.

В момент запуска новых услуг платформа может обработать за сутки свыше 10 миллионов заявлений. В пиковые моменты количество транзакций достигает 1000 в секунду.

За 5 дней после запуска последней меры социальной поддержки получено 1,5 миллиона заявлений с ЕПГУ, направлено порядка 85 миллионов запросов в СМЭВ.

Агентство-исполнитель кейса

RNDSOFT

Занимаемся исследованием и разработкой программного обеспечения: мобильных приложений, порталов, сервисов, стартапов. Являемся лидером по подключению компаний к ЕСИА и СМЭВ. Имеем собственную линейку программных продуктов для FinTech.