Авторизация
Сброс пароля
Единое приложение для самой большой сети аптек в России: Ригла, Живика, Будь здоров
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Создать мобильные приложения с программой лояльности — новый канал продаж для аптечной сети «Ригла»
«Ригла» — крупная сеть аптек. На розничном рынке работает под тремя брендами: «Ригла» — в дорогом сегменте, «Будь здоров» — в среднем и «Живика» — в дешёвом.У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.
У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.
Получается, нужно три отдельных приложения — но с одинаковой функциональностью. Если учесть, что каждое нужно написать отдельно под Android и iOS, приложений вообще должно быть шесть. Разрабатывать их было бы долго и затратно.
Перед нами стояли задачи:
- Найти оптимальное решение — как сделать шесть приложений без лишних затрат.
- Оцифровать программу лояльности.
- Реализовать проект в сжатые сроки. Нужно было успеть к «высокому сезону»: времени, когда люди болеют сезонными заболеваниями типа ОРВИ. «Ригла» заказала разработку, когда пандемии COVID-19 ещё не было.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Сделали пресейл концепт будущего приложения. Выбрали Flutter
Предложили заказчику:
- Сделать приложения с единой кодовой базой.
- Написать их на Flutter — кроссплатформенном решении от Google, которое позволяет писать один код для iOS и Android.
- Благодаря Flutter сэкономили 40% бюджета относительно нативной разработки.
Три бренда, шесть приложений — один код.
Спроектировали продукт
Провели анализ приложений других аптечных сетей: сравнили функциональность, изучили отзывы пользователей. И не просто сравнили, но ещё и написали статью. Разбираем мобильные приложения аптек.
Провели CJM-воркшоп с командой заказчика и серию глубинных интервью. Выяснили, что покупателей аптек можно разделить на две группы:
- Люди, которые покупают «планово»: например, при хроническом заболевании. Они знают, какое лекарство им нужно.
- Люди с внезапной проблемой: например, острой болью. Что им купить, они не знают.
- От того, к какой группе принадлежит человек, зависят его поведение и ожидания от приложения. Человек из второй группы, скорее всего, посоветуется с фармацевтом: что купить при першении в горле или при болях в суставе.
Сделали UX и UI
Сначала собрали кликабельный UX прототип: заказчик посмотрел его на iPhone и дал обратную связь.
В несколько итераций учли обратную связь. Сделали UI-дизайн для «Риглы» и адаптировали его под брендинг «Живики» и «Будь Здоров». Получился UI-kit — готовый набор графических элементов, но в разных цветах — в зависимости от бренда.
Для контент-менеджеров заказчика разработали гайдлайны: как создавать баннеры, которые будут хорошо смотреться в мобильном приложении. Использовать те же самые баннеры, что и для веба, не рекомендуется — тогда с мобильного их трудно прочитать.
Разработали на Flutter шесть приложений с единой кодовой базой
Приложение каждого бренда работает со своим бэкендом: есть три сайта на CMS Magento, у них почти одинаковый API на GraphQL. Кодовая база единая для всех трех приложений: система непрерывной интеграции Jenkins из одного кода автоматически делает сборки приложений для нужного бренда.
Весь процесс автоматизирован: разработчик пишет код один раз, и обновления добавляются сразу в шесть приложений.
Наши подходы хорошо документированы: это позволяет легко подключать к проекту новых разработчиков или забрать проект инхаус, если заказчик захочет. Все Flutter-приложения, которые мы делаем, реализованы на стандартной архитектуре SurfGear.
Обошли ограничения складской логистики
В аптечной отрасли довольно строгие правила. Например, до недавнего времени лекарства нельзя было продавать дистанционно и доставлять курьером. Препараты в наличии неравномерно распределены по аптекам и не могут перемещаться между ними.
Нам пришлось проработать десятки сценариев — логика оказалась в разы сложнее, чем в других категориях e-commerce.
Мы учли разные условия доставки лекарств и косметики, наличие в аптеках и разбивку заказов на партии. Получилось семь возможных сценариев при оформлении заказа. Самые распространëнные из них три:
- Часть товаров курьер может привезти из одной аптеки, а другую часть покупатель забирает самовывозом из той, где они в наличии.
- Все товары самовывозом в одном месте, но через пару дней.
- Весь заказ доставляет курьер на дом. Покупка может происходить без регистрации и авторизации.
- Чтобы пользователям было удобно при любом сценарии и они не замечали этих ограничений, мы сделали мультикорзину со сложной бизнес-логикой.
Собрали пользовательскую аналитику
Для аналитики мы используем сервисы AppMetrica и Firebase. При работе с «Риглой» мы использовали нашу стандартную воронку, которую разработали благодаря большому опыту работы с аналитикой в e-commerce. Помимо этого мы учли особенности «Риглы» и отслеживаем события, связанные с этим.
После релиза работали с аналитикой, чтобы находить точки роста. Например, оптимизировали поиск — это основной сценарий работы с приложением.
3. Результаты сотрудничества
На одном коде разработали мобильные приложения для трёх аптечных брендов
Проект нужно было реализовать в сжатые сроки, и мы справились. Весь продукт с учётом исследований и проектирования сделали за пять месяцев. Первое приложение — для «Риглы» — запустили за три месяца.
- «Ригла» своевременно запустила мобильные приложения: как раз к моменту, как правительство сняло ограничения на дистанционную продажу лекарств.
- Благодаря Flutter «Ригла» сэкономила 40% бюджета относительно нативной разработки.
- 70% всех онлайн-клиентов аптечной сети делают покупки через мобильные.
- Средний чек в приложении в разы выше, чем при покупках в офлайне.
- Продолжаем развивать приложение на основе данных аналитики уже почти год после первого релиза.
"На этапе тендера у Surf была такая классная концепция будущего приложения, что стало понятно: у компании индивидуальный подход к клиентам и много свежих идей. Чувствовалось, если делать продукт с Surf, приложение не будет штампом. Впечатление не обмануло, ребята привнесли много нового. Часть идей мобильной Риглы мы забрали для веб-версии интернет-магазина." — Анастасия Боева
Директор по интернет-продажам аптечной сети Ригла
4. Заключение
Непрерывно развиваем продукт
- Добавили раздел «Скидки». Можно забронировать товар с истекающим сроком годности: чем ближе конец срока реализации, тем выше скидка.
- Доработали анимации. В первом релизе пожертвовали микровзаимодействиями. Но теперь всё анимируется плавно, приложение стало ещё симпатичнее.
- Улучшили процесс добавления товаров в корзину. На сайте «Риглы» процесс неоптимальный: чтобы добавить товар, нужно нажать плюсик, появится лоадер, придётся ждать, пока всё прогрузится. В приложении мы от этого избавились: сначала собираем очередь, потом отправляем запрос на сервер. Ждать прогрузки не нужно, товары сразу появляются в корзине.
- Добавили оплату через Apple Pay и Google Pay.