Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Ригла

04 декабря ‘21

Заказчик: Ригла
Страница кейса/результат: https://surf.ru/cases/rigla/

Единое приложение для самой большой сети аптек в России: Ригла, Живика, Будь здоров

Агентство-исполнитель кейса

Surf

Мы найдем лучшее решение вашей задачи

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

Создать мобильные приложения с программой лояльности — новый канал продаж для аптечной сети «Ригла»

«Ригла» — крупная сеть аптек. На розничном рынке работает под тремя брендами: «Ригла» — в дорогом сегменте, «Будь здоров» — в среднем и «Живика» — в дешёвом.У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.

У каждого из трёх брендов аптечной сети «Ригла» своя ЦА, география, ценовая политика, программа лояльности, поэтому объединять все аудитории в одном приложении неразумно с точки зрения маркетинга.

Получается, нужно три отдельных приложения — но с одинаковой функциональностью. Если учесть, что каждое нужно написать отдельно под Android и iOS, приложений вообще должно быть шесть. Разрабатывать их было бы долго и затратно.

Перед нами стояли задачи:

  • Найти оптимальное решение — как сделать шесть приложений без лишних затрат.
  • Оцифровать программу лояльности.
  • Реализовать проект в сжатые сроки. Нужно было успеть к «высокому сезону»: времени, когда люди болеют сезонными заболеваниями типа ОРВИ. «Ригла» заказала разработку, когда пандемии COVID-19 ещё не было.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Сделали пресейл концепт будущего приложения. Выбрали Flutter

Предложили заказчику:

  • Сделать приложения с единой кодовой базой.
  • Написать их на Flutter — кроссплатформенном решении от Google, которое позволяет писать один код для iOS и Android.
  • Благодаря Flutter сэкономили 40% бюджета относительно нативной разработки.

Три бренда, шесть приложений — один код.

Спроектировали продукт

Провели анализ приложений других аптечных сетей: сравнили функциональность, изучили отзывы пользователей. И не просто сравнили, но ещё и написали статью. Разбираем мобильные приложения аптек.

Провели CJM-воркшоп с командой заказчика и серию глубинных интервью. Выяснили, что покупателей аптек можно разделить на две группы:

  • Люди, которые покупают «планово»: например, при хроническом заболевании. Они знают, какое лекарство им нужно.
  • Люди с внезапной проблемой: например, острой болью. Что им купить, они не знают.
  • От того, к какой группе принадлежит человек, зависят его поведение и ожидания от приложения. Человек из второй группы, скорее всего, посоветуется с фармацевтом: что купить при першении в горле или при болях в суставе.

Сделали UX и UI

Сначала собрали кликабельный UX прототип: заказчик посмотрел его на iPhone и дал обратную связь.

В несколько итераций учли обратную связь. Сделали UI-дизайн для «Риглы» и адаптировали его под брендинг «Живики» и «Будь Здоров». Получился UI-kit — готовый набор графических элементов, но в разных цветах — в зависимости от бренда.

Для контент-менеджеров заказчика разработали гайдлайны: как создавать баннеры, которые будут хорошо смотреться в мобильном приложении. Использовать те же самые баннеры, что и для веба, не рекомендуется — тогда с мобильного их трудно прочитать.

Разработали на Flutter шесть приложений с единой кодовой базой

Приложение каждого бренда работает со своим бэкендом: есть три сайта на CMS Magento, у них почти одинаковый API на GraphQL. Кодовая база единая для всех трех приложений: система непрерывной интеграции Jenkins из одного кода автоматически делает сборки приложений для нужного бренда.

Весь процесс автоматизирован: разработчик пишет код один раз, и обновления добавляются сразу в шесть приложений.

Наши подходы хорошо документированы: это позволяет легко подключать к проекту новых разработчиков или забрать проект инхаус, если заказчик захочет. Все Flutter-приложения, которые мы делаем, реализованы на стандартной архитектуре SurfGear.

Обошли ограничения складской логистики

В аптечной отрасли довольно строгие правила. Например, до недавнего времени лекарства нельзя было продавать дистанционно и доставлять курьером. Препараты в наличии неравномерно распределены по аптекам и не могут перемещаться между ними.

Нам пришлось проработать десятки сценариев — логика оказалась в разы сложнее, чем в других категориях e-commerce.

Мы учли разные условия доставки лекарств и косметики, наличие в аптеках и разбивку заказов на партии. Получилось семь возможных сценариев при оформлении заказа. Самые распространëнные из них три:

  • Часть товаров курьер может привезти из одной аптеки, а другую часть покупатель забирает самовывозом из той, где они в наличии.
  • Все товары самовывозом в одном месте, но через пару дней.
  • Весь заказ доставляет курьер на дом. Покупка может происходить без регистрации и авторизации.
  • Чтобы пользователям было удобно при любом сценарии и они не замечали этих ограничений, мы сделали мультикорзину со сложной бизнес-логикой.

Собрали пользовательскую аналитику

Для аналитики мы используем сервисы AppMetrica и Firebase. При работе с «Риглой» мы использовали нашу стандартную воронку, которую разработали благодаря большому опыту работы с аналитикой в e-commerce. Помимо этого мы учли особенности «Риглы» и отслеживаем события, связанные с этим.

После релиза работали с аналитикой, чтобы находить точки роста. Например, оптимизировали поиск — это основной сценарий работы с приложением.

3. Результаты сотрудничества

На одном коде разработали мобильные приложения для трёх аптечных брендов

Проект нужно было реализовать в сжатые сроки, и мы справились. Весь продукт с учётом исследований и проектирования сделали за пять месяцев. Первое приложение — для «Риглы» — запустили за три месяца.

  • «Ригла» своевременно запустила мобильные приложения: как раз к моменту, как правительство сняло ограничения на дистанционную продажу лекарств.
  • Благодаря Flutter «Ригла» сэкономила 40% бюджета относительно нативной разработки.
  • 70% всех онлайн-клиентов аптечной сети делают покупки через мобильные.
  • Средний чек в приложении в разы выше, чем при покупках в офлайне.
  • Продолжаем развивать приложение на основе данных аналитики уже почти год после первого релиза.

"На этапе тендера у Surf была такая классная концепция будущего приложения, что стало понятно: у компании индивидуальный подход к клиентам и много свежих идей. Чувствовалось, если делать продукт с Surf, приложение не будет штампом. Впечатление не обмануло, ребята привнесли много нового. Часть идей мобильной Риглы мы забрали для веб-версии интернет-магазина." — Анастасия Боева

Директор по интернет-продажам аптечной сети Ригла

4. Заключение

Непрерывно развиваем продукт

  • Добавили раздел «Скидки». Можно забронировать товар с истекающим сроком годности: чем ближе конец срока реализации, тем выше скидка.
  • Доработали анимации. В первом релизе пожертвовали микровзаимодействиями. Но теперь всё анимируется плавно, приложение стало ещё симпатичнее.
  • Улучшили процесс добавления товаров в корзину. На сайте «Риглы» процесс неоптимальный: чтобы добавить товар, нужно нажать плюсик, появится лоадер, придётся ждать, пока всё прогрузится. В приложении мы от этого избавились: сначала собираем очередь, потом отправляем запрос на сервер. Ждать прогрузки не нужно, товары сразу появляются в корзине.
  • Добавили оплату через Apple Pay и Google Pay.

Агентство-исполнитель кейса

Surf

Мы найдем лучшее решение вашей задачи