Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Разработка чат-бота федеральной сети аптек

28 августа ‘20

Заказчик: Федеральная сеть аптек

В статье подробно расскажем как мы автоматизировали предоставление потенциальным клиентам информации по типовым запросам и снизили нагрузку на персонал компании с помощью индивидуально разработанного чат-бота для платформ Алиса, ВК, Facebook.

Агентство-исполнитель кейса

Интернет-агентство ИНТЕРВОЛГА

Наше агентство имеет большой опыт в разработке проектов, в том числе для фарм-отрасли. Мы понимаем как работает рынок лекарств, медицинских услуг и оборудования.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

В 2019 году к нам обратился один из клиентов (федеральная сеть аптек) за разработкой чат-бота для трех платформ (Алиса, ВК, Facebook). Основная цель — автоматизация типовых запросов за счет модной фишки. Дополнительные цели — разгрузка SMM-специалистов и создание нового канала продаж.

Начать решили с простых задач:

  • Выдача справочной информации
  • Поиск товаров в наличии по региону

Логика для всех платформ в целом, одинаковая, были отличия в деталях. Например, Алиса в режиме «устройство без экрана» должна была переспрашивать некоторые команды — распознавание наименований медицинских препаратов пока что не на высоте.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Как мы решали задачу

Функции бота

Сайт клиента разработан на Битриксе, так что код чат-бота разместили прямо на сайте в скрытом разделе. Это позволило обращаться к базе данных сайта и использовать интерфейс Битрикса для управления данными бота.

Сначала нам потребовалось точно описать все взаимодействия пользователя и чат-бота. Для самых запутанных случаев рисовали конечный автомат (диаграмма состояний лучше всего описывает логику бота).

Выдача справочной информации

Бот должен отвечать на вопросы («Как оформить заказ?», «Как позвонить?») заданными ответами. Ответы и формулировки вопросов хранятся на сайте в виде файлов. При желании контент-менеджер может их изменять в интерфейсе администратора Битрикс.

Выбор города

Процедура кажется простой, она самая разветвленная. Все просто, если пользователь правильно написал свой город, город найден в базе и такой город только один. Но на каждый ошибочный сценарий предусмотрены свои «пути отступления». Если пользователь опечатался в названии города, он может его исправить. Если городов несколько — чат-бот просит уточнить субъект РФ.

Чат-бот узнает город пользователя при первом обращении, и затем этот город используется в поиске. Пользователь может изменить город в любой момент из главного меню чат-бота.

Поиск товаров в наличии

Пользователь может написать чат-боту: «хочу купить» и бот переспросит, что именно. Альтернативный сценарий: сразу спросить «у вас есть анальгин?» (и еще десяток вариаций этой фразы).

Реализация этой команды показала все выгоды нашего подхода (разместить чат-бот прямо на сайте). Сайт уже умел выполнять поиск с учетом наличия товаров в городе и выводить цены. Нам оставалось только превратить запрос к чат-боту в еще один поисковый запрос.

Особенности платформ

Почти любой мессенджер и социальная сеть сегодня предоставляют API для бесед. У каждой платформы свой API, но всегда общение между сервером мессенджера и обработчиком чат-бота происходит по надежному протоколу HTTPS.

Ближе всех к разработчикам, несомненно, Telegram — создать «пустого» бота и опубликовать его для всех пользователей мессенджера можно за несколько минут. А вот у самого популярного мессенджера, WhatsApp, пока что закрытое API. Есть неофициальные способы создания чат-бота, но ими пользоваться нужно на свой страх и риск.

Задача заключалась в разработке чат-ботов для 3-х платформ, с которыми ранее уже работали: Алиса, Вконтакте, Facebook.

Вконтакте

Чат-бот в ВКонтакте представляет собой сообщество, с которым любой пользователь может начать диалог. Вся переписка сохраняется в диалоге сообщества и доступна администраторам.

Смысл работы чат-бота заключается в реакции на действия в сообществе: новое сообщение, вступление пользователя в сообщество, новый комментарий в сообществе и т.п. На эти события подвешивается вебхук и в момент срабатывания одного из этих событий происходит обработка вебхуком и чат-бот отвечает пользователю.

В чат-боте нет простого способа сделать так, чтобы у пользователя при первом открытии беседы отображались все кнопки, они появятся только после ответа чат-бота. Вместо этого в сообществе предусмотрена настройка для включения кнопки «Начать» и первый текст, который увидит пользователь.

Facebook

Аналогично ВКонтакте в Facebook чат-бот представляет собой сообщество. Однако настройка чат-бота и его возможностей производится отдельно в приложениях , которое закрепляется за конкретным сообществом в Facebook.

Чат-бот доступен в Messenger. Вся переписка с сообществом сохраняется и доступна администраторам сообщества.

В настройках сообщества можно определить кнопочки и сообщение, которое увидит пользователь в первый раз открыв диалог с сообществом.

Когда чат-бот находится в разработке он реагирует только на сообщения владельца сообщества и приложения. Это удобно в том случае, если чат-бот подключается и разрабатывается на существующем сообществе. После прохождения модерации (2-12 недель) навыка чат-бот становится доступен всем пользователям.

Яндекс Алиса

Яндекс Алиса изначально позиционирует из себя как голосовой помощник, но в ней можно создавать собственные навыки. Навык — это поведение, которое задается для Алисы, это и есть ваш чат-бот, который будет выступать в роли Алисы.

Настраивается чат-бот очень просто, достаточно задать уникальное имя и url-адрес, на котором расположен скрипт чат-бота.

В процессе разработки навык доступен только разработчику. Модерация и релиз навыка занимает до 3 дней.

Проблемы

Модерации в ВКонтакте и Яндекс Алисе проходит быстро и почти без проблем.

Самый сложный релиз осуществляется в Facebook. Для того, чтобы прикрепить готового чат-бота к сообществу необходимо пройти комплекс мер: существующее сообщество в FB, подтвердить аккаунт в Business Analytics, пройти верификацию компании по предоставленным документам. Этот процесс может занимать несколько месяцев.

Чат-бот ВКонтакте

Чат-бот Facebook

Чат-бот Яндекс.Алиса

3. Результаты сотрудничества

Таким образом чат-бот можно рассматривать как ограниченную версию сайта, в которой пользователь может быстро и доступно получить информацию о том, как заказать товар на сайте и с помощью бота найти товар на сайте.

4. Заключение

Чат-бот — это инструмент для вашего бизнеса, который поможет разгрузить сотрудников и уменьшить трудозатраты. Если вы интересуетесь созданием своего чат-бота в ВКонтакте, Телеграме, Алисе или Facebook заполните форму ниже и мы с вами свяжемся.

Агентство-исполнитель кейса

Интернет-агентство ИНТЕРВОЛГА

Наше агентство имеет большой опыт в разработке проектов, в том числе для фарм-отрасли. Мы понимаем как работает рынок лекарств, медицинских услуг и оборудования.