Авторизация
Сброс пароля
Concept Group: три интернет-магазина и CRM на одном ядре
Видео-презентация по заявке
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
Concept Group (входит в АФК «Система») — одна из ведущих российских fashion-компаний, владеющая торговыми марками Concept Club, Acoola Кids и Infinity Lingerie. Вся выпускаемая продукция разрабатывается в собственном дизайн-ателье и производится с соблюдением высоких стандартов качества. Розничная сеть Concept Group насчитывает более 200 магазинов по России и странам СНГ.
Три брендовых интернет-магазина компании были разработаны более 6 лет назад и имели разные CMS. В такой конфигурации управлять контентом магазинов и заказами, обмениваться данными с учетными системами было сложно. Доработки площадок под меняющиеся бизнес-процессы требовало много усилий, на поддержку трех независимых платформ тратился большой бюджет. Синхронизация изменений для всех магазинов выедала менеджерские ресурсы компании. Боль? Без сомнений.
Мы предложили и реализовали новую схему, в которой единой платформой для CRM и трёх интернет-магазинов стала Bitrix24 — 4 в 1. Разработали дизайн с учетом специфики fashion-тематики. Актуализировали бизнес-процессы и интегрировали складские, учётные, маркетинговые программы и программу лояльности.
Запуск проектов осуществляли последовательно, от MVP, собирая обратную связь и обматывая гипотезы, до полноценных релизов. Финальным тестом реализованной схемы стала «Чёрная Пятница», которую удалось пройти в highload-режиме, сохранив резерв по производительности.
Перед командой ARTW стояла задача разработать и запустить три новых интернет-магазина популярных российских брендов Concept Club, Acoola Кids и Infinity Lingerie.
Параллельной задачей было внедрение CRM-системы. Concept Group показывает постоянный рост, сеть магазинов расширяется, eCommerce играет всё большую роль в бизнесе компании.
Ведение и развитие трех независимых интернет-магазинов — задача ресурсоемкая. Поэтому третьей важной задачей стала унифицикация платформы, сокращение расходов на доработку и поддержку инфраструктуры, обеспечение принципа «одного окна» для менеджмента и фулфилмента.
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
После масштабной аналитики и тестирования вариантов, мы остановились на Битрикс24 как платформе и для CRM, и для web-площадок. Ядро платформы — фреймворк D7. Он позволяет использовать готовые наработки по управлению товарами, складами, заказами, маркетинговыми активностями, при этом также доступны инструменты для расширения API и выделения отдельных микросервисов. Интерфейс административной части интуитивно-понятный менеджерам, а заложенную парадигму управления продажами мы смогли перенести на процессы, выработанные в компании.
Потребовалось настроить и доработать много интеграций со сторонними системами (Складской учет, Логистика и доставка, Программа лояльности, Аналитика, Эквайринг и фискализация, Телефония, Маркетинговые сервисы), но в нашей компании за 20 лет наработана большая экспертиза в этом, и после тщательного проектирования мы подключили к центральной шине один блок за другим последовательно. Каждую интеграцию мы завершали индивидуальным этапом тестирования, и тестированием интегральной целостности. Потратив больше усилий на QA, мы сэкономили ресурсы разработчиков на отлов нештатных ситуаций уже после запуска.
Мы договорились с клиентом выпускать в продакшн новые интернет-магазины итерационно. MVP-проектом стал магазин нижнего белья Infinity Lingerie. Его посещаемость наиболее прогнозируемая, товарная база меньше, чем у двух других магазинов, при этом на нём можно было отработать гипотезы, собрать обратную связь и раскатить выявленные изменения на остальные площадки.
Одним из плюсов схемы «3 магазина на одном ядре» стала возможность сделать общий личный кабинет покупателя для трёх брендов. Теперь покупатели могут видеть заказы из разных магазинов в одном интерфейсе, тратить баллы, накопленные, например, при покупке белья в Inflin на одежду из Concept Group. Это удобно для пользователей и выгодно для бизнеса.
Покупатели «перетекают» между брендами без дополнительных маркетинговых активностей. Обработкой заказов из всех трёх направлений занимается один контакт-центр.
Дизайн каждого магазина уникальный, соответствует собственной бренд-айдентике, но мы также разработали универсальные макеты для пересекающихся сценариев. Дополнительно мы разработали визуальный конструктор страниц, с помощью которого контент-менеджеры могут самостоятельно создавать страницы из блоков.
Чтобы все преимущества от примененного подхода не перечеркнул вопрос быстродействия при высокой нагрузке, нам пришлось отдельно проработать системную архитектуру, умное кеширование, очереди, серверную архитектуру, балансировку и масштабирование.
Ядро «живёт» в виртуальной машине Bitrix внутри контейнера. База данных часто является узким местом, поэтому мы выбрали PostgreSQL в облаке и можем масштабировать ресурсы исходя из нагрузки. В качестве in-memory cache используется Redis, мы задали для него квоту, чтобы он вёл себя прилично и не занимал всё доступное пространство. Сервисы, не требующие ответа в реальном времени управляются очередью. Кеш и его инвалидация — частая задача, мы использовали наработки, которые уже хорошо себя показали в других наших проектах. Для особо ресурсоемких запросов мы провели рефакторинг и переписали их в более оптимальном виде.
Несмотря на повышенную посещаемость во время акции «Черная Пятница», заметить «тормоза» или отказы не удалось. Самую пиковую нагрузку сервер испытывал в моменты лавинообразных переходов с рассылок и рекламных постов. В это время платформа держала нагрузку в 1000 RPS, при этом оставался резерв в ~25% CPU, т.е увеличивать облачные или серверные ресурсы к акции не пришлось.
3. Результаты сотрудничества
Мы разработали и применили на практике новый подход — запустили три интернет-магазина и CRM на базе Битрикс24, на одном ядре и с единой codebase. Сократили расходы на поддержку, доработку и внедрение функционала в 8 раз. Внедрили процесс CI/CD и необходимые регламенты. Сделали отказоустойчивую highload-ready систему с потенциалом в 2500 RPS без увеличения серверных мощностей.
Запустили интернет-магазины Infinity Lingerie, Concept Club и готовим к запуску Acoola Kids. Пользовательская база Inflin увеличилась на 60% без дополнительных маркетинговых расходов. По сравнению с предыдущей версией сайта Infinity Lingerie показатели пользовательского поведения значительно улучшились: Pages per Visit: + 37%, Avg Visit Duration: + 50%.
Столяренко Д.К.
Директор по электронной коммерции, Concept Group
Компания Concept Group благодарит агентство ARTW за выдающуюся работу, которую вы проделали при создании интернет-магазинов. Креативный подход вашей команды, технический опыт и внимание к деталям сыграли неоценимую роль в воплощении нашего видения в жизнь.
От начальных этапов планирования до окончательного запуска было приятно работать с такой преданной и профессиональной группой людей. Ваша способность понять наши потребности и воплотить их в функциональную и визуально привлекательную платформу превзошла наши ожидания.
4. Заключение
Разработанная ARTW архитектура — отличный пример синергии инженерной мысли и технологического мастерства. Три интернет-магазина, CRM, и три мобильных приложения работают с единой кодовой базой и API, при этом решение не теряет в производительности.
Заложенная логика имеет достаточный потенциал масштабирования, и показала себя как зрелое решение в стрессовых условиях высокой нагрузки «Чёрной пятницы».
Обслуживание площадок обходится значительно дешевле кластеризованного варианта, клиента оценил ускорение time-to-market для новых фич и скорость валидирования продуктовых гипотез, что критично важно для серьёзного федерального eCommerce.
Результаты голосования
Средний балл: 8.33