Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации
RUWARD AWARD 2024

Цифровой Воображаемый музей Михаила Шемякина

CX/UX/Product Кейс года
Страница кейса/результат: https://www.imaginaire.art/

Видео-презентация по заявке

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

В 2021 году вместе с Фондом цифровой трансформации мирового культурного наследия мы начали работу по созданию цифрового «Воображаемого музея» Михаила Шемякина.

Михаил Шемякин — художник и скульптор, исследователь культуры и истории. «Воображаемый музей» Михаила Шемякина — результат 60 лет его активной работы, исследований и аналитики. Художник провёл очень масштабное исследование: проанализировал сотни тысяч изображений на предмет параллелей и взаимосвязей в искусстве — 3 млн репродукций и тысячи тем: «Лестница», «Закутанная фигура», «Рука», «Крик», «Смазанность образа» и другие.

Все эти годы исследование велось исключительно в аналоговом формате — Михаил Шемякин собственноручно вырезал иллюстрации из книг, газет и журналов по искусству, анализировал и в соответствии с авторским методом наклеивал их на листы плотного картона, которые отправлялись в тематические папки. Именно эта коллекция и хранится в замке Шамуссо во Франции.

Задачей red_mad_robot было создание платформы цифрового музея, которая помогла бы сохранить исследование Шемякина, дополнить его цифровыми инструментами и открыть первым пользователям.

Михаил Шемякин

художник и скульптор, исследователь культуры и истории

В любом магазине вы можете купить монографию о Леонардо Да Винчи. Но книг, к примеру, «Шар в искусстве», «Рука в изобразительном искусстве», «Образ смерти в графике и живописи» вам не найти… Не хватает обобщения, философского осмысления искусства.

Илья Самофеев

содиректор, red_mad_robot

Для нас этот проект — возможность прикоснуться к уникальному исследованию культуры визуального искусства, которое сделал Михаил Шемякин. Более того, мы получили удивительную возможность открыть это наследие миру. В мире практически нет подобных проектов в сфере искусства, особенно такого масштаба.Это действительно культурный проект мирового значения.

Михаил Шемякин, Шамуссо, 2023 год. Фото Степана Любимова

Одно из помещений в замке Шамуссо

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Михаил Шемякин как-то сказал, что в мире фактически нет серьёзных профессиональных книг по изобразительному искусству. А в 2002 году в одном из эпизодов серии фильмов-лекций для телеканала «Культура» Михаил Шемякин произнёс ставшую пророческой фразу: «Всё это надо оцифровать! Надо этим заняться и перевести в электронный вид».

Однако воплотить идею об оцифровке Воображаемого музея удалось только спустя 20 лет.

Аналоговый архив и Цифровая платформа

Все эти годы исследование велось исключительно в аналоговом формате — Михаил Шемякин собственноручно вырезал иллюстрации из книг, газет и журналов по искусству, анализировал, выделял схожие мотивы, разрабатывал темы и в соответствии с авторским методом наклеивал их на листы плотного картона, которые отправлялись в тематические папки. Именно эта коллекция и хранится в замке Шамуссо во Франции.

Колоссальная значимость исследования была понятна изначально — ещё в 2019 году команда red_mad_robot ездила в замок Шамуссо, чтобы вживую увидеть наследие Шемякина, изучить процесс работы с исследованиями и обсудить возможности создания цифровой платформы. Потом началась пандемия, и работы пришлось отложить.

В конце 2021 года мы вернулись к проекту и начали воплощать его в жизнь. Для оцифровки архива была привлечена французская компания ARKHENUM, которая ранее оцифровывала коллекции Лувра и других крупнейших музеев. За шесть месяцев было отсканировано больше 700 папок «Воображаемого музея» и создан облачный архив из 200 тысяч изображений.

После оцифровки архива команда приступила к созданию цифровой платформы, которая помогла бы сохранить исследование Шемякина, дополнить его цифровыми инструментами и открыть первым пользователям.

Как это устроено: технологии

Основная сложность разработки платформы заключалась в том, что в архиве было много изображений — 200 тысяч. Некоторые файлы весили по 300 мегабайт.

Умный поиск и нейросети

Мы хотели оптимизировать работу с большим количеством изображений и попытались «оцифровать» авторский метод Михаила Шемякина. Но нейросети оказались не настолько умны — хоть они отлично распознают объекты на изображениях, алгоритм пока не способен проводить тот анализ, который проводит сам художник. Именно это делает «Воображаемый музей» музеем Шемякина, а не кого-либо ещё.

Поэтому из нейросети было решено сделать «невидимого» помощника внутри поисковой системы. Задача нейросети — анализировать изображения ещё с одной точки зрения в дополнение к эталонному взгляду Шемякина, в фоновом режиме «награждать» их тегами с указанием объектов на изображении и за счёт этого расширять возможности поиска. Для этого мы выбрали уже существующую нейросеть CLIP.

CLIP (Contrastive Language-Image Pre-training) — нейросеть компании OpenAI, способная одновременно обрабатывать текст и изображения. Обучается связывать текстовые описания с соответствующими изображениями без явного обучения парам «изображение + текст».

CLIP использует два встроенных словаря: текстовый и визуальный — 32 тысячи уникальных слов и 4 тысячи уникальных объектов и концептов. Она анализирует входные данные и «понимает», насколько помещённое в неё изображение соотносится с понятиями из её же словаря.

К примеру, при загрузке в CLIP фотографии щенка австралийской овчарки нейросеть получает для неё вектор фиксированной длины. Поскольку она обучена одновременно на изображениях и тексте, она может получить вектор и для текста. Эти векторы можно сравнить, чтобы понять, насколько они друг другу соответствуют. CLIP перебирает термины из словаря, выбирает наиболее подходящие и «описывает», что находится на изображении. В нашем случае это тот самый «щенок австралийской овчарки».

Точность CLIP может варьироваться, поэтому запросы пришлось разбить на три категории:

  • простая лексика,
  • искусствоведческая лексика,
  • специфическая лексика Михаила Шемякина.

Ещё мы использовали ruCLIP — ту же модель, но с русскоязычным словарём в основе. Мы посчитали, что ruCLIP повысит качество выдачи, потому что темы, по которым Шемякин классифицировал изображения: «Закутанность», «Забинтованность», «Смазанность», «Мушинность», — не всегда корректно переводятся на английский. Мы дообучили нейросети на архивах Шемякина и онлайн-энциклопедии искусства.

Выбрав нейросеть, стали думать, как приблизиться к аналитическому методу Михаила Шемякина. Нейросеть выделяет признаки изображения. Сможет ли она определить их темы? Для проверки гипотезы мы создали выборку изображений из 32 тем: «Закутанная фигура», «Грифоны», «Кубы», «Тени», «Смазанность образов» и другие. Для каждого из них нейросеть сгенерировала набор тегов.

Во всех случаях выделялись только визуально похожие изображения. И ни один из применённых алгоритмов не смог воспроизвести группировку по темам самого Шемякина из-за сложности определения признаков, по которым художник объединяет изображения в темы.

Как работает платформа

Важный элемент Цифрового музея — поиск среди огромного архива визуальных исследований. Для удобства пользователей на платформе есть два вида поиска: атрибутивный и машинный (на основе нейросети). Первый находит изображения по метаданным, а второй, кроме поиска по автору и дате создания, умеет искать картины на основе их содержания и смысла.

Например, нужно найти «винтовую красную лестницу». Атрибутивный поиск не справится с задачей, если такого описания нет в метаданных. Машинный же поиск подберёт изображения не просто с лестницами, а именно с красными винтовыми.

Более того, в рамках поиска нейросеть выдаёт пользователю список тегов, которые могут подтолкнуть исследователей к поиску новых смысловых связей в контексте метода Михаила Шемякина. Этот список можно брать за основу поиска и:

  • находить изображения с такими же тегами и выделять их в отдельную тематику;
  • сфокусироваться на ключевых особенностях и идеях, которые могут быть связаны с конкретной темой;
  • развивать рекомендательную систему — она сужает круг интересующих тем, выдавая релевантные результаты на основе анализа.

Это даёт сотрудникам исследовательских проектов пространство для новых трактовок и экспериментов с «подсказками» от нейросети, при этом демонстрирует, что нейросеть пока не смогла воспроизвести аналитический метод художника.

Как это устроено: дизайн

В начале работы мы получили фотографии авторских листов из исследований Шемякина, на которые были наклеены изображения в определённом порядке.

Это тёмное цветовое решение вкупе с его лаконичностью натолкнуло нас на развитие двух направлений дизайна. Первое направление — простой, строгий, минималистичный стиль. Изображения — главное в интерфейсе. Дизайн графичный, будто бы на заднем плане, с очень ограниченной цветовой палитрой. Второе направление — более академическое. Шрифт Antiqua с засечками для привлечения внимания, коричневая и золотисто-чёрная палитра.

Второе направление как раз пересекается с артефактами из реального мира. Это коробки с листами, подписи и почерк художника. И именно этот вариант мы воплотили в финальной концепции.

Весь интерфейс нацелен на работу с изображениями — было решено отказаться от левого бокового меню, чтобы оно не «съедало» основное пространство с ними. А ещё изображения в Воображаемом музее ни в коем случае нельзя обрезать. Поэтому мы встроили их во фрейм (контейнер) так, чтобы они всегда помещалось целиком, сохраняя пропорции. Это добавило динамики сетке страницы.

В верхней части страницы — переключение между модулями платформы, цифровым и аналоговым, и умный поиск по изображениям. Если открыть изображение в Цифровом музее, то пользователь увидит информацию об этом артефакте и список листов Аналогового архива, в которых содержится это изображение. И наоборот, при открытии листа в Аналоговом архиве в информации о нём есть список привязанных изображений.

Анастасия Смирнова

креативный директор, red_mad_robot

Дизайн-концепцию и прототип мы защищали перед самим Михаилом Шемякиным и его женой Сарой. Было очень волнительно, не каждый день показываешь свою работу мастеру с мировым именем! Но в итоге всё прошло хорошо, нам удалось найти баланс в дизайне и сделать лаконичные отсылки в цифровом интерфейсе к визуальным особенностям аналогового Воображаемого музея.

Пример верного соотнесения изображения с темой

Удачный пример: часть обнаруженной группы, соответствующей теме «Круг, истоки»

Интерфейс платформы

3. Результаты сотрудничества

«Воображаемый музей Михаила Шемякина» — неисчерпаемый ресурс для создания новых выставок, книг и образовательных программ. Он интересен и исследователям, и практикам (художникам и дизайнерам), и широкой аудитории — всем, кто хочет «тренировать глаз» и развивать свои аналитические способности.

Лестница в искусстве: выставка Шемякина в Третьяковской галерее

Не менее важной частью проекта стала демонстрация цифрового музея в рамках выставки в Новой Третьяковке на Крымском валу. Нашей команде предстояло организовать демо-доступ к цифровой платформе, чтобы каждый желающий смог окунуться в мир «Воображаемого музея» и увидеть его глубину прямо на выставке. В преддверии запуска мы также создали лендинг, в котором можно чуть больше узнать о цифровом музее и методе Михаила Шемякина.

Цель выставки — показать «Воображаемый музей» на стыке современных информационных технологий и классических методов анализа произведений искусства.

В экспозиции — 54 произведения разных авторов из коллекции Третьяковской галереи на тему лестницы. Подбор и комбинация произведений позволили зрителю увидеть работу «Воображаемого музея»: как поиск на заданную тему помогает обнаружить неожиданные артефакты в наследии Михаила Ларионова, Бориса Кустодиева, Василия Поленова и других известных авторов и как при анализе мотивов выявляются новые архетипы и темы. Всё это стало возможным благодаря специальным тач-панелям с демо-версией цифровой платформы «Воображаемого музея», которые мы установили на экспозиции.

Алексей Абакумов

искусствовед, руководитель проекта «Цифровой Воображаемый музей»

Благодаря цифровой платформе «Воображаемый музей» становится доступным из любой части света, а не только в аналоговом формате во французском замке Шамуссо. Это новый виток развития проекта, над которым Михаил Шемякин трудился 60 лет, — теперь «Воображаемый музей» может активно расширяться и развиваться в совершенно новом формате.

Воображаемый музей Михаила Шемякина / лендинг проекта

Алексей Абакумов и Илья Самофеев — о технологиях в искусстве и Цифровом Воображаемом музее Михаила Шемякина / подкаст «Культурная среда»

Книга «Воображаемый музей Михаила Шемякина. 60 лет исследований» / Центр Михаила Шемякина

Любовь, музеи и роботы: как уживаются вместе искусственный интеллект и искусство / Правила жизни

Визуализация Набокова и NFT-дом: 10 музейных проектов на стыке искусства и технологий / Forbes

Каталог «Лестница в искусстве» / Центр Михаила Шемякина

Буква, слово, текст в искусстве / Центр Михаила Шемякина

Пеленание, бинтование, укутывание в искусстве / Центр Михаила Шемякина

Воображаемый музей Михаила Шемякина. 60 лет исследований / YouTube

Лестница в искусстве: выставка Шемякина в Третьяковской галерее

4. Заключение

«Воображаемый музей» — проект с удивительным научным и просветительским потенциалом. Искусствоведы и художники могут использовать материалы исследований в научных и художественных работах, учащиеся творческих вузов и школ — как учебный материал, а представители других индустрий — развивать навыки аналитики и синтеза, прокачивать насмотренность и чувство гармонии.

Ruward использует технологию "cookie" – сохранение на компьютере пользователя небольших текстовых файлов. Также мы используем на сайте сервис Яндекс.Метрика. Эта информация не позволит идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Если вы не согласны, чтобы мы использовали данные технологии, вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать наш сайт.

Согласен