Авторизация
Сброс пароля
Бизнес-анализ и тестирование ИТ-решений для ПАО «Газпром нефть»
Заказчик: ПАО "Газпром нефть"
Страница кейса/результат: https://tquality.ru/portfolio/biznes-analiz-i-testirovanie-it-reshenij-dlya-pao-gazprom-neft/
Более 8 лет назад клиент обратился к специалистам компании "Точка качества" за оказанием поддержки корпоративных ИТ-решений компании через проведение бизнес-анализа и всестороннего тестирования (функционального, регрессионного, нагрузочного).
1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели
«Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, основные виды деятельности которой: разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. По объёму доказанных запасов углеводородов «Газпром нефть» стоит в одном ряду с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.
Более 8 лет назад клиент обратился к нашим специалистам за оказанием поддержки корпоративных ИТ-решений компании через проведение бизнес-анализа и всестороннего тестирования (функционального, регрессионного, нагрузочного).
2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения
Бизнес-анализ
Все проекты, в которых принимают участие наши бизнес-аналитики, связаны с процессами разведки и добычи нефти. Системы направлены как на автоматизацию процессов геологоразведочных работ и развития ресурсной базы, геологии и разработки, бурения и внутрискважинных работ, эксплуатации фонда и добычи нефти, так и на повышение эффективности производственной деятельности в целом.
Активность бизнес-аналитиков распространяется на следующие типы проектов:
· разработка новых систем;
· расширение функциональности существующих систем;
· оптимизация существующих систем для внедрения в дочерние общества
Основные задачи бизнес-аналитиков:
Анализ целесообразности ИТ-проекта через определение потенциального бизнес-эффекта;
Формирование бизнес-требований к ИТ-решениям;
Обследование и моделирование бизнес-процессов;
Подготовка плана организационных изменений в бизнес-процессах;
Формирование перечня функциональных требований к ИТ-решениям в рамках комплексного обследования ИТ-процесса;
Формирование системы метрик с выделением продуктовых метрик, метрик роста и бизнес-метрик;
Участие в разработке критериев отбора подрядчика для разработки;
Контроль качества и проведение испытаний;
Разработка дистанционных обучающих курсов, включая подготовительные обучающие материалы, тесты, презентации;
Оценка приживаемости ИТ-решения в бизнес-процессе;
Проведение оценки эффективности внедрения ИТ решений.
Текущие результаты работы по бизнес-анализу:
· 8 лет непрерывного сотрудничества;
· 500+ человеко-месяцев отработано;
· Более 25 успешно реализованных проектов;
· Эффективность внедрения ИТ решений подтверждена заказчиком;
· 100% соблюдение сроков и бюджета;
· 9 проектов в работе на данный момент;
· 15 бизнес-аналитиков привлечено.
Тестирование
Для обеспечения качества разрабатываемых ИТ-решений через верификацию результатов команды разработки мы предложили клиенту подключить инженеров по тестированию ПО как до, так и на этапе приёмо-сдаточных испытаний. Ниже приведена информация о процессе тестирования некоторых значимых систем клиента.
В ходе тестирования системы для анализа геологической информации наши QA-инженеры написали тестовую документацию, разработали автотесты и провели функциональное тестирование. За 2 года было отработано 3600 человеко-часов.
В рамках обеспечения качества Системы Материально технического обеспечения функционирования производственных служб дочерних обществ тестировщики провели функциональное, регрессионное и нагрузочное тестирование четырёх модулей.
Проект решает следующие бизнес-задачи:
· автоматизация бизнес-процесса по ведению допретензионной и претензионной работы;
· автоматизация процесса выявления / распознавания нарушений;
· сокращение количества операций «ручной обработки» в процессе выявления и фиксации нарушений;
· автоматизация контрольно-ревизионных функций;
· сокращение количества текущих и свободных запасов на 10% в год от плановых показателей;
· снижение финансовых затрат на хранение МТР;
· сокращение трудозатрат сотрудников на различных этапах реализации процесса;
· автоматизация процессов по оформлению заявок и пропусков;
· формированию отчётности по заявкам, пропускам, подрядчикам;
· разработка личного кабинета пользователя и формирование отчётов по статистике.
· разработка системы поддержки принятия решений на этапе реализации потребности для сокращения времени реакции на изменения;
· управление потребностями в материально-технических ресурсах в области разведки и добычи углеводородов.
Функциональное тестирование
В рамках проведения функционального тестирования модулей системы было обнаружено 346 дефектов, и 66 из них с высоким уровнем риска. Было дано более 20 рекомендаций по исправлению дефектов.
Регрессионное тестирование
В рамках регрессионного тестирования было обнаружено 104 дефекта,12 из которых с высоким риском. Было дано 13 рекомендаций.
Тестирование производительности
В рамках нагрузочного тестирования:
· Определён предельный уровень допустимой нагрузки для сервера базы данных;
· Собрана детальная статистика по времени отклика для различных транзакций;
· Выявлены проблемные транзакции в некоторых разделах системы;
· Выявлены дублирования запросов при открытии главной страницы и при переходах на другие разделы сайта;
· Установлен пик стабильности работы системы;
· Определён основной проблемный запрос, который загружает сервер даже при небольшом количестве пользователей;
· Обнаружена пропускная способность создания заявок.
При анализе трафика обнаружено, что в транзакции «Открытие базы аналогов» некоторые запросы дублируются. После того, как убрали дублирование запросов, нагрузка от транзакции на систему уменьшится в 2 раза, что позволило не забивать очередь на сервер.
Клиент заметил, что при работе с заявками на отклонение, набралось 2000 заявок, и последующая обработка заявок проводится с замедлением. Была дана рекомендация: при ожидаемом большом количестве заявок на отклонение необходимо распределить заявки постранично или с периодичностью архивировать обработанные заявки.
При написании скрипта встретилась проблема того, что сервис генерации отчёта доставлял статус исключительно NEW и не переводил в In Progress. Это приводило к тому, что отчёты находились в постоянном ожидании загрузки, а клиент в цикле запрашивал у сервера статус. Сервис не позволял генерировать отчёты, но не сообщал об этом.
· Была дана рекомендация настроить триггер в системе мониторинга, который будет вызывать предупреждение о зависании сервиса.
· Для пользователя будет полезно понимание того, что отчёт ещё не генерируется и находится в статусе NEW. Он сможет уведомить администраторов.
· После определённого количества итераций по ожиданию файла сервис может отключать генерацию по тайм ауту.
3. Результаты сотрудничества
Результаты в цифрах (общие)
8 лет непрерывного сотрудничества
50 рекомендаций дано в рамках тестирования
15 бизнес-аналитиков привлечено
9 проектов в работе на данный момент (бизнес-анализ)
30+ успешно завершённых проектов
700+ человеко-месяцев отработано
360+ дефектов обнаружено в рамках тестирования
4. Заключение
Заказчик остался удовлетворён результатами совместной работы. Сотрудничество продолжается.