Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

Бизнес-анализ и тестирование ИТ-решений для ПАО «Газпром нефть»

18 января ‘24

Заказчик: ПАО "Газпром нефть"
Страница кейса/результат: https://tquality.ru/portfolio/biznes-analiz-i-testirovanie-it-reshenij-dlya-pao-gazprom-neft/

Более 8 лет назад клиент обратился к специалистам компании "Точка качества" за оказанием поддержки корпоративных ИТ-решений компании через проведение бизнес-анализа и всестороннего тестирования (функционального, регрессионного, нагрузочного).

Агентство-исполнитель кейса

Точка качества

«Точка качества» — российский поставщик ИТ-услуг в сфере обеспечения качества ПО. Ключевые направления компании: QA-консалтинг, автоматизация тестирования, функциональное тестирование, тестирование производительности и бизнес-анализ.

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

«Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, основные виды деятельности которой: разведка и разработка месторождений нефти и газа, нефтепереработка, производство и сбыт нефтепродуктов. По объёму доказанных запасов углеводородов «Газпром нефть» стоит в одном ряду с 20 крупнейшими нефтяными компаниями мира.

Более 8 лет назад клиент обратился к нашим специалистам за оказанием поддержки корпоративных ИТ-решений компании через проведение бизнес-анализа и всестороннего тестирования (функционального, регрессионного, нагрузочного).

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Бизнес-анализ 

Все проекты, в которых принимают участие наши бизнес-аналитики, связаны с процессами разведки и добычи нефти. Системы направлены как на автоматизацию процессов геологоразведочных работ и развития ресурсной базы, геологии и разработки, бурения и внутрискважинных работ, эксплуатации фонда и добычи нефти, так и на повышение эффективности производственной деятельности в целом.

Активность бизнес-аналитиков распространяется на следующие типы проектов:

· разработка новых систем;

· расширение функциональности существующих систем;

· оптимизация существующих систем для внедрения в дочерние общества 

Основные задачи бизнес-аналитиков:

 Анализ целесообразности ИТ-проекта через определение потенциального бизнес-эффекта;

 Формирование бизнес-требований к ИТ-решениям;

 Обследование и моделирование бизнес-процессов;

 Подготовка плана организационных изменений в бизнес-процессах;

 Формирование перечня функциональных требований к ИТ-решениям в рамках комплексного обследования ИТ-процесса;

 Формирование системы метрик с выделением продуктовых метрик, метрик роста и бизнес-метрик;

 Участие в разработке критериев отбора подрядчика для разработки;

 Контроль качества и проведение испытаний;

 Разработка дистанционных обучающих курсов, включая подготовительные обучающие материалы, тесты, презентации;

 Оценка приживаемости ИТ-решения в бизнес-процессе;

 Проведение оценки эффективности внедрения ИТ решений.

Текущие результаты работы по бизнес-анализу:

· 8 лет непрерывного сотрудничества;

· 500+ человеко-месяцев отработано;

· Более 25 успешно реализованных проектов;

· Эффективность внедрения ИТ решений подтверждена заказчиком;

· 100% соблюдение сроков и бюджета;

· 9 проектов в работе на данный момент;

· 15 бизнес-аналитиков привлечено.

Тестирование

Для обеспечения качества разрабатываемых ИТ-решений через верификацию результатов команды разработки мы предложили клиенту подключить инженеров по тестированию ПО как до, так и на этапе приёмо-сдаточных испытаний. Ниже приведена информация о процессе тестирования некоторых значимых систем клиента.

В ходе тестирования системы для анализа геологической информации наши QA-инженеры написали тестовую документацию, разработали автотесты и провели функциональное тестирование. За 2 года было отработано 3600 человеко-часов.

В рамках обеспечения качества Системы Материально технического обеспечения функционирования производственных служб дочерних обществ тестировщики провели функциональное, регрессионное и нагрузочное тестирование четырёх модулей.

Проект решает следующие бизнес-задачи:

· автоматизация бизнес-процесса по ведению допретензионной и претензионной работы;

· автоматизация процесса выявления / распознавания нарушений;

· сокращение количества операций «ручной обработки» в процессе выявления и фиксации нарушений;

· автоматизация контрольно-ревизионных функций;

· сокращение количества текущих и свободных запасов на 10% в год от плановых показателей;

· снижение финансовых затрат на хранение МТР;

· сокращение трудозатрат сотрудников на различных этапах реализации процесса;

· автоматизация процессов по оформлению заявок и пропусков;

· формированию отчётности по заявкам, пропускам, подрядчикам;

· разработка личного кабинета пользователя и формирование отчётов по статистике.

· разработка системы поддержки принятия решений на этапе реализации потребности для сокращения времени реакции на изменения;

· управление потребностями в материально-технических ресурсах в области разведки и добычи углеводородов. 

Функциональное тестирование

В рамках проведения функционального тестирования модулей системы было обнаружено 346 дефектов, и 66 из них с высоким уровнем риска. Было дано более 20 рекомендаций по исправлению дефектов.

Регрессионное тестирование

В рамках регрессионного тестирования было обнаружено 104 дефекта,12 из которых с высоким риском. Было дано 13 рекомендаций.

Тестирование производительности

В рамках нагрузочного тестирования:

· Определён предельный уровень допустимой нагрузки для сервера базы данных;

· Собрана детальная статистика по времени отклика для различных транзакций;

· Выявлены проблемные транзакции в некоторых разделах системы;

· Выявлены дублирования запросов при открытии главной страницы и при переходах на другие разделы сайта;

· Установлен пик стабильности работы системы;

· Определён основной проблемный запрос, который загружает сервер даже при небольшом количестве пользователей;

· Обнаружена пропускная способность создания заявок.

При анализе трафика обнаружено, что в транзакции «Открытие базы аналогов» некоторые запросы дублируются. После того, как убрали дублирование запросов, нагрузка от транзакции на систему уменьшится в 2 раза, что позволило не забивать очередь на сервер.

Клиент заметил, что при работе с заявками на отклонение, набралось 2000 заявок, и последующая обработка заявок проводится с замедлением. Была дана рекомендация: при ожидаемом большом количестве заявок на отклонение необходимо распределить заявки постранично или с периодичностью архивировать обработанные заявки. 

При написании скрипта встретилась проблема того, что сервис генерации отчёта доставлял статус исключительно NEW и не переводил в In Progress. Это приводило к тому, что отчёты находились в постоянном ожидании загрузки, а клиент в цикле запрашивал у сервера статус. Сервис не позволял генерировать отчёты, но не сообщал об этом. 

· Была дана рекомендация настроить триггер в системе мониторинга, который будет вызывать предупреждение о зависании сервиса. 

· Для пользователя будет полезно понимание того, что отчёт ещё не генерируется и находится в статусе NEW. Он сможет уведомить администраторов. 

· После определённого количества итераций по ожиданию файла сервис может отключать генерацию по тайм ауту.

3. Результаты сотрудничества

Результаты в цифрах (общие)

8 лет непрерывного сотрудничества

50 рекомендаций дано в рамках тестирования

15 бизнес-аналитиков привлечено

9 проектов в работе на данный момент (бизнес-анализ)

30+ успешно завершённых проектов

700+ человеко-месяцев отработано

360+ дефектов обнаружено в рамках тестирования

4. Заключение

Заказчик остался удовлетворён результатами совместной работы. Сотрудничество продолжается.

Агентство-исполнитель кейса

Точка качества

«Точка качества» — российский поставщик ИТ-услуг в сфере обеспечения качества ПО. Ключевые направления компании: QA-консалтинг, автоматизация тестирования, функциональное тестирование, тестирование производительности и бизнес-анализ.