Авторизация
Забыли пароль?
Сброс пароля
Вернуться к авторизации

SOLOMA

22 августа ‘23

Заказчик: ООО «ФОМЛАЙН»
Страница кейса/результат: https://blog.sibirix.ru/soloma-tech/

Как создать маркетплейс с нуля по SCRUM, если на старте есть только идея

Агентство-исполнитель кейса

Сибирикс

Мы разработаем вместе с вами коммерчески успешные и востребованные интернет-магазины и маркетплейсы

1. Вводная задача от заказчика, проблематика, цели

«ФомЛайн» — один из крупнейших производителей эластичного пенополиуретана, который используется для производства матрасов и мягкой мебели. С 1992 года, что компания на рынке, она обзавелась 9 заводами в России, Казахстане и Узбекистане. Производственная сеть также включает 10+ технических лабораторий, собственный исследовательский центр и 3 резательных центра. Компания производит больше 102 тыс. тонн пенополиуретана в год, а теперь также мебельный клей и независимые пружинные блоки.

Задачи проекта

Заказчик пришел к нам с идеей — создать маркетплейс мебельных комплектующих, где поставщики смогут размещать свою продукцию, а покупатели — делать оптовые заказы разных категорий продукции на одной площадке.

Готовой бизнес-модели на старте проекта у заказчика не было. Зато было много вопросов:

  • неясно, как будет устроена загрузка товаров в каталог: какими будут категории, товары от поставщиков и в каком количестве их будут добавлять;
  • неясно, где будут храниться данные о товарах и как проводить их модерацию;
  • на рынке нет готового решения, как встроить каталог от произвольного поставщика в каталог маркетплейса — даже крупные площадки не смогли решить эту задачу никак, кроме унификации файлов выгрузок;
  • неясно, как будут устроены оплаты на маркетплейсе, кто будет заниматься доставкой и что делать с возвратами;
  • неясно, что делать с бухгалтерскими документами и налогами;
  • плюс множество других вопросов вроде монетизации проекта и привлечения поставщиков на площадку.

2. Описание реализации кейса и творческого пути по поиску оптимального решения

Работа итерациями и пошаговый запуск

Первое, с чем нам предстояло определиться для разработки MVP — структура каталога, какими будут данные по товарам и какое выбрать место их хранения. Каталог в админ-панели и интеграцию с мастер-системой хранения товаров собрали в первых спринтах (временных отрезках не более месяца, за которые команда создает функционирующую версию продукта). Затем приступили к выводу данных в каталоге и личному кабинету поставщика.

У «ФомЛайн» полностью своя IT-инфраструктура, которую они самостоятельно поддерживают. Было важно настроить сервер под проект так, как нужно для эффективной работы сайта. При этом заказчик хотел иметь возможность просто и быстро развернуть у себя дополнительную копию сайта для тестирования или других задач. Для этого решили работать с системой управления серверами, которую уже использует заказчик — Ansible. Первое время возникали сложности: например, при подключении ElasticSearch некоторые настройки не работали на тестовом сервере заказчика или терялась часть настроек из конфигураций — из-за этого уходило время на отладку и поиск узких мест. Спустя несколько повторов процесс обкатали.

Аналитика и ТЗ

Обычно наши проекты мы начинаем с этапа агрегации требований и используем метод целевых персон, чтобы выявить ключевой для пользователей функционал, и пристально смотрим на конкурентное окружение, чтобы от него отстроиться. Здесь мы пошли нестандартным путем — дополнительно продумывали Customer Journey Map — карту пути клиента, разрабатывая путь пользователя по сайту на основе опыта крупных маркетплейсов вроде Ozon или СберМегаМаркета. Позже эти данные помогли определиться со структурой сайта и написать набор бэклогов на спринты.

Но ещё до начала разработки бэклога на первый спринт мы поработали над прототипами ключевых страниц. На прототипах особое внимание нужно было уделить каталогу и личному кабинету поставщика. Каталог проектировали на основе данных о товарах заказчика и нескольких партнеров-производителей.

Дизайн

Изначально проект планировался под названием заказчика — «ФомЛайн», но на звонке клиент сказал, что у них появилось новое название SOLOMA. Солома — отсылка к природному материалу, которым когда-то набивали первые матрасы. Заказчик также обозначил и палитру «канадская осень» — теплую, яркую и природную.

Так появилась идея использовать на главной странице сайта образы крафтовых мастеров в красных клетчатых рубашках (как отсылка к канадским лесорубам) — на демо дизайна заказчик сказал, что мы попали точно в цель.

С внутренними страницами нам дали полную свободу — они получились четкими и опрятными. А сам проект — теплым, но при этом технологичным.

Полина

Руководитель проекта, Сибирикс

Особенность проекта в том, что после сдачи каждого этапа работ заказчику мы обновляли текущую версию сайта для пользователей, добавляя туда готовый функционал.

У заказчика высокие требования к безопасности — из-за этого было условие: перенос с нашего тестового сервера на сервер заказчика должны выполнять специалисты «ФомЛайн».

Контур оказался непростым: мы обкатывали его пару месяцев.

Customer Journey Map — карта пути клиента

Прототипы

Дизайн в палитре «канадская осень»

3. Результаты сотрудничества

Эталонный каталог и протокол интеграции

Мы решили максимально упростить и ускорить формирование собственных карточек для поставщиков: в каталоге есть мастер-товары, для которых поставщикам достаточно создать свои торговые предложения без необходимости заполнять характеристики, описание и загружать фотографии. Это удобно и пользователю — поскольку к одной карточке товара могут присоединиться несколько поставщиков, он сразу, на странице товара, может выбрать лучшее предложение.

Для хранения данных мы договорились использовать PIM-систему PIMCore для хранения данных. Чтобы отладить интеграцию с ней в процессе, помимо заказчика, участвовали специалисты KT-Team, интегратора Pimcore. Чтобы получить данные из Pimcore для сайта, мы использовали шину сообщений от Apache Kafka — это брокер сообщений между разными системами, который позволяет нескольким системам обмениваться данными через общий набор интерфейсов в режиме реального времени. Kafka отдает нам данные в виде объектов — мы их парсим (автоматически собираем и структурируем с помощью отдельного сервиса), раскладываем по табличкам внутри сайта и используем. Дополнительно мы написали парсер схемы данных, который учитывает различные типы свойств, представленных в Pimcore, и на основе которого строится взаимодействие с данными, получаемыми от мастер-системы — в том числе, хранение, вывод и заполнение данных по готовым таблицам внутри сайта.

Изображения товаров загружаются вместе с товарной номенклатурой в PIM-систему заказчика. Чтобы импортировать их оттуда на сайт сразу в нужном размере, мы интегрировались с сервисом Imaginary — он работает как прокси-сервис для отображения картинок. Мы забираем из PIM ссылку на конкретное изображение, прогоняем его через Imaginary с заданными параметрами размера, и сервис отдает на сайт изображение в нужном размере.

Интеграция с 1С

Интеграцию с 1С мы сделали, чтобы в дальнейшем автоматизировать процесс формирования документов и подтверждения новых пользователей на сайте. Реализовали с помощью уже упомянутого Apache Kafka.

В этом случае поставщик данных — уже сайт, а не PIM. Мы прописали набор топиков (событий), которые автоматически передаются в Kafka при наступлении этого события.

Например, при изменении реквизитов пользователя, данных банка, информации по заказу (смена статуса, состава заказа), изменившиеся данные автоматически отдельными записями отправляются в Kafka, а уже оттуда эти изменения забирает 1С и обновляет у себя.

Управление оплатами и документами

На проекте SOLOMA предусмотрен лишь один вариант — оплата напрямую поставщику по счету. Для В2 В такой расклад удобнее всего. При этом заказы в корзине группируются по конкретному поставщику (как на AliExpress).

Как только пользователь оформил заказ, поставщик получает уведомление и видит в его в своем личном кабинете. Чтобы сгенерировать счет, ему достаточно перевести статус заказа с «Ожидает подтверждения» в «Подтвержден» — и счет-договор автоматически выставится пользователю.

Функциональные личные кабинеты: для поставщика — свой, для покупателя — свой.

Отзыв клиента

4. Заключение

В планах интеграция с ЭДО, поскольку сейчас, чтобы стать покупателем или поставщиком на платформе, необходимо вручную в ЭДО отправить необходимые документы. Планируем это автоматизировать: заодно упростим оборот документов между платформой и поставщиками.

Впереди ещё очень большой пласт работ: начиная от улучшений дизайна и заканчивая большими интеграциями.

Агентство-исполнитель кейса

Сибирикс

Мы разработаем вместе с вами коммерчески успешные и востребованные интернет-магазины и маркетплейсы